Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Счастливая — только «Деревня»

Драма

Ведомости / Среда 11 апреля 2001
Седьмая «Золотая маска» имела все шансы стать лучшим фестивалем за все годы существования национальной театральной премии. Когда б не решения жюри, изрядную часть которых не назвать иначе как абсурдом. Оба жюри — драматическое и музыкальное — оставили без призов тех, кто во многом обеспечил престиж фестиваля: Валерия Гергиева, Льва Додина, Каму Гинкаса. Дело, разумеется, не в именах — просто в нескольких номинациях проигнорированы действительно лучшие работы сезона.
В драматической части программы, в отличие от прошлых лет, практически не было случайных имен. При этом ничто не сулило неожиданностей, случившихся на церемонии закрытия. Учитывая новый регламент, согласно которому драматический конкурс разделился на две части (спектакли малой и большой формы), итоги фестиваля казались абсолютно предсказуемыми. В малом формате можно было, конечно, гадать, какой из двух фаворитов — «Черный монах» Камы Гинкаса или «Одна абсолютно счастливая деревня» Петра Фоменко — получит приз за лучший спектакль, а какой — за режиссуру, но сути это не меняло. В результате «маской» отметили «Деревню», и это оказалось одним из немногих логичных решений драматического жюри. «Черный монах» получил лишь приз за сценографию (Сергей Бархин). Премию за режиссуру (общую для большой и малой формы) дали Григорию Дитятковскому.
Дитятковский, числящийся одним из лидеров новой волны петербургской театральной режиссуры, показал спектакль «Потерянные в звездах» по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина «Продавцы резины». Оцените разницу в названиях — кажется, за нее спектакль и наградили. Пьеса Левина — третьесортная коммерческая поделка из тех, что обожают в антрепризах: комедия на троих про 10 000 презервативов, которые оставил одному из героев в наследство покойный отец. Вот эту резину и тянут в спектакле на все лады, извлекая из кучи просроченных кондомов «экзистенциальные» мотивы, в аранжировке которых уместен выраженный одесский акцент. Оно, конечно, презервативы — забавные предметы, особенно в сочетании со слащаво-банальными монологами о людях, затерянных на земле, как звезды в небе, и, в общем, понятно, почему спектакль Дитятковского понравился жюри под председательством Александра Калягина. А на грандиозной «Молли Суини» Льва Додина Калягин, видимо, заскучал: ну что это такое, в самом деле, — ни шуток, ни юмора, ни тихой печали, и думать надо много. К тому же у Додина премий и так более чем достаточно, а Дитятковский — его ученик. Вероятно, по совокупности этих соображений после вручения премии за режиссуру повесть о нераспроданных презервативах была провозглашена еще и лучшим российским спектаклем сезона.
В номинации «Женская роль» жюри проявило уже какое-то бессмысленное упрямство: потрясающая игра Татьяны Шестаковой (Молли Суини) была проигнорирована так же, как и шедевр Додина в целом. За лучшую женскую роль наградили Татьяну Кутихину, сыгравшую в воронежском спектакле «Дядюшкин сон». Зато без сенсаций обошелся выбор лучшего актера: здесь победителем назван был Константин Райкин («Контрабас» в «Сатириконе»).
Благополучно завершился конкурс «Новация»: приз получили пермские «Бабы. Год 1945» (Балет толстых Евгения Панфилова) — и впрямь лучшие без вариантов.

Опера

В этом году Мариинка приехала на фестиваль после долгого перерыва и привычный к безоговорочным победам в столице Гергиев приложил мало сил к тому, чтобы сделать конкурентоспособными «Золото Рейна» Вагнера и «Дон Жуана» Моцарта (оба в постановке немца Йоханнеса Шаафа). Можно было порадоваться принципиальности жюри под председательством критика и литератора Алексея Парина, для которого вроде бы не существовало признанных авторитетов. Но присуждение основного числа премий московской «Геликон-опере» выдает пристрастность председателя жюри, который имеет давние творческие контакты с этим театром, а в конце прошлого года даже получил возможность дебютировать там в качестве режиссера. Ладно скроенный и отрепетированный спектакль Дмитрия Бертмана «Леди Макбет Мценского уезда» (первая редакция оперы Шостаковича) получил премию за лучший спектакль и лучшую работу режиссера. А исполнительница роли Катерины Измайловой Анна Казакова — за лучшую женскую роль. Но присуждение премии дирижеру спектакля Владимиру Понькину вызывает удивление: оркестр «Геликона» по сравнению с Мариинкой — просто не обсуждается. Видимо, поэтому утешительный специальный приз неудобно было вручать Гергиеву и его вручили Мариинскому оркестру. Мариинке пришлось также довольствоваться премией за лучшую мужскую роль: ее получил баритон Виктор Черноморцев (Альберих в вагнеровском «Золоте Рейна»). Но если Гергиев сможет прожить без «Маски», то в имидже национального фестиваля появится ощутимая брешь.

Оперетта, мюзикл

Предсказуемо закончился конкурс в разделе «Оперетта, мюзикл». В борьбе оперетты Дунаевского (из Краснодара) и «Метро» столичной оперетты победил бродвейский мюзикл, переделанный под местные реалии. Несмотря на то что эта постановка больше напоминает хорошо отрепетированную самодеятельность, премию получил как сам спектакль, так и его режиссер-хореограф поляк Януш Юзефович. Краснодарский спектакль утешили премией за лучшую дирижерскую работу (Георгий Аверин).

Балет

Прошлый балетный сезон выдал рекордное количество общественно значимых премьер. И предварительная репертуарная картинка «Золотой маски» выглядела идеально: пышный новодел старинной «Дочери фараона» в Большом театре уравновешивался имперскими «Драгоценностями» Мариинки, «Послеполуденный отдых фавна» и «Манон» отвечали за адаптацию западной классики на русской сцене. Но, как только «Дочь фараона» и «Манон» взяли самоотвод, «Драгоценности» Мариинки превратились в безусловного фаворита. Оставшаяся без соперниц Диана Вишнева наконец дождалась своей «Золотой маски». Жаль только, что Москва, в очередной раз восхитившись бешеным темпом, в котором балерина вскидывалась в батманах, вращалась и бросалась в головоломные поддержки, не увидела Вишневу в роли Манон — неожиданно повзрослевшую и сумевшую приручить свой огненный темперамент. А Дмитрий Белоголовцев из Большого и Вячеслав Самодуров из Мариинки, видимо, чтобы дождаться звания лучшего танцовщика сезона, должны повторить опыт Дианы — еще несколько лет постоять в очереди. Иного объяснения решения жюри вообще не присуждать «маску» за лучшую мужскую роль при наличии двух блестящих актерских работ найти невозможно.
В конкурсе современного танца, который проводился в этом году лишь во второй раз, покрыться хрестоматийным глянцем никто еще не успел. Только в современном танце, в отличие от классического балета, звездами являются не артисты, а хореографы. Второй год подряд лучшим хореографом признана Татьяна Баганова из екатеринбургских «Провинциальных танцев» — на этот раз за изысканно красивый и лаконичный «Кленовый сад». Вечные соперники «Провинциальных танцев» — Челябинский театр современного танца, показавший виртуозно поставленные и исполненные «Зарисовки с натуры», увез «маску» за лучший спектакль. Существуя в условиях социалистического соревнования и рыночной конкуренции, «современщики» не могут себе позволить жить старым репертуаром и отказываться от участия в престижных фестивалях. Что быстро превращает провинциальные труппы в звездные компании.

Куклы

В конкурсе кукольных театров победил спектакль «Гамлет» московского театра «Тень». Для создателей семейного театра — Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума — это уже четвертая «Золотая маска». Их спектакль «Гамлет» — «лекция о театре для самых маленьких», созданная по мотивам оперных хитов. Представление, в котором сцены из «Дон Жуана», «Ивана Сусанина» и других шлягеров разыгрываются с помощью старых, найденных на свалке детских игрушек. Рождающийся из мусора «театр в театре» воздействует на взрослых магически: они превращаются в «самых маленьких». Похоже, жюри тоже пережило эти метаморфозы.

Эдуард Бояков, директор фестиваля «Золотая маска».

— Не повлияют ли неожиданные решения жюри на престиж фестиваля и отношения дирекции со звездами, почти демонстративно обойденными призами?
— За шесть лет существования премии ни разу не было ситуации, когда дирекция или я лично были полностью согласны с решением жюри, но в этом и прелесть «Золотой маски». Экспертный совет делает свое дело, жюри — свое, дирекция — свое. Я думаю, то, что делают для нашей культуры Лев Додин и Валерий Гергиев, значительно выше фестиваля «Золотая маска», как бы мы его ни любили. Показ их работ на фестивале для нас честь. То, что Додин и Гергиев без гонорара приезжают в Москву, объясняется их отношением к идее «Золотой маски» и пониманием того, что это единственный общенациональный театральный фестиваль. Для нас, организаторов, фестиваль важнее премии. Не могу сказать этого обо всех участниках фестивальной интриги, но для Гергиева и Додина, по-моему, важнее то, как их принимают в Москве и как они сами оценивают эти гастроли. Мне показалось, что и Гергиев, и Додин были удовлетворены московскими показами. Если учесть их маниакальную требовательность к себе, это самая высокая оценка нашей работы.
Хотя, конечно, в решениях музыкального жюри есть очевидная диспропорция, и я думаю, что Бертман и «Геликон-опера» сами это чувствуют. Им сослужили не лучшую службу.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков