Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Будущее в прошедшем

Исполнение оратории Генделя «Мессия» обещает быть аутентичным — в таком виде в России ее еще не слышали

Ведомости-Пятница / Пятница 20 февраля 2009
В своей чрезвычайно занимательной книге «Смычок в шкафу» (М., Аграф, 2008) дирижер Лев Маркиз пересказывает анекдот, ходящий среди британских музыкантов. Скрипач жалуется приятелю: «Представляешь, мне снится, что я сижу и играю “Мессию”. Вот ужас-то!» Приятель утешает: «Но ты проснулся, и ужас развеялся». «Напротив! — восклицает первый. — Я проснулся и понял, что я именно это делаю!»
Действительно, оратория Генделя исполняется в Британии столь часто, что музыканты могут сыграть ее хоть во сне. Та же история со «Страстями» Баха в Германии. Что касается нас, то последние мы знаем много лучше, чем генделевскую ораторию. «Страсти по Матфею» в России исполняли много раз, причем видные европейские музыканты. «Страсти по Иоанну» тоже — в частности, дирижер Петер Нойманн с Кельнским камерным хором и оркестром Collegium Cartusianum. Они же едут к нам и сейчас, но только вот теперь с «Мессией» Генделя.
Петер Нойманн — видный аутентист, его хор и оркестр относятся к числу лучших «исторически информированных» коллективов. К тому же немцы, кажется, пока играют Генделя бодрствуя. Певцы-солисты, впрочем, в основном британские, но они будут петь вчетвером за семерых — столько было у Генделя на дублинской премьере в 1742 году (Гендель за свою жизнь и сам пару раз был на грани разорения, а нам и подавно надо экономить).
Несмотря на это, исполнение обещает быть аутентичным, а применительно к старинной музыке это значит быть современным и правильным. Получается, что живьем мы в таком виде «Мессию» раньше не слышали. Поэтому даже тех, кто может насвистеть хор «Аллилуйя» с той же легкостью, что и «Славься» Глинки, ожидает… не скажу «захватывающее приключение», нет, длинный вечер с величественной, степенной музыкой, полной благочестия, красот и могучего чувства всеобщности человечества.
Эффект, который производит оратория, — чувство всеохватности, прозрения, полета. Рождается оно благодаря музыке. С одной стороны, Гендель пишет настолько ясно и просто, что по одной «Мессии» можно изучить всю полифонию и гармонию вместе взятые. С другой — он смел и абсолютно свободен: начинает и обрывает арии и фуги как хочет, повелевает формами так, как велит только высшая логика смысла.
В отличие от баховских «Страстей», по-немецки проникновенных, где все дышит и кровоточит «здесь и сейчас», оратория Генделя по-британски имперсональна и обнимает вечность. Как в английском языке, будущее дано здесь в прошедшем. Мессия — это Христос, который еще придет, даже имени его никто пока не знает. Повествуя о тех же событиях, что и Бах, Гендель пользуется текстами почти сплошь из Ветхого Завета, словно пророку Исайе больше известно про Христа, нежели очевидцам событий — евангелистам: последние цитируются много меньше. И даже посвящая страницы деяниям и мукам Иисуса, Гендель берет не стихи из Нового Завета, а цитирует псалмопевца Давида, жившего задолго до. Гендель словно убеждает нас, что пришествие Мессии еще впереди. Так оно и есть: недаром в финалах второй и третьей частей оратории распеваются строки из пророчества уже новозаветного — Откровения Иоанна Богослова. Суть оратории — в предощущении человечеством великого, а оно, говорится нам, все еще готовится, что в первом веке, что в восемнадцатом, что сейчас. Так что засыпать опасно: ведь не знаешь, где потом проснешься.
22 февраля, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53

Мессия — это Христос, который еще придет, даже имени его никто пока не знает
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков