Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сказки венского чеха

Фестиваль Эрнста Кшенека в Москве

Ведомости / Пятница 17 ноября 2000
В московском театре «Геликон-опера» прошел фестиваль музыки легендарного австрийского композитора Эрнста Кшенека, посвященный 100-летию со дня его рождения. Зал «Геликон-оперы», известный своими аншлагами благодаря стойкому влечению к оперной попсе, все три вечера был наполовину пуст. Традиционная публика театра не заметила прекрасно организованного фестиваля с интересными программами и редким по энциклопедическим качествам буклетом. Любознательные слушатели имели возможность услышать музыку забытого у нас композитора.
Эрнст Кшенек (на самом деле у него чешская фамилия Крженек, но в его родной Вене всегда были проблемы со звуком «ж») стал одним из символов новейшей музыки ХХ в., со всеми ее шараханьями. За 91 год жизни он перепробовал чуть ли не все новшества, которые предлагала музыкальная мода. Он не создал собственной школы, но одинаково свободно чувствовал себя в додекафонии и серийной музыке, экспрессионизме, неоклассицизме, джазе и даже занимался электронной музыкой. Его опера «Джонни наигрывает» стала в 20-е гг. мировой сенсацией, ее окрестили первой джаз-оперой и поставили в сотне театров (даже у нас). Эмигрировав во времена аншлюса в США, Кшенек превратился в добропорядочного янки из калифорнийского городка Палм-Спрингс, где он пописывал музыку в американском духе. Но приглашение на знаменитые Дармштадтские курсы вновь вернуло ему роль гуру современной музыки. Московский фестиваль Кшенека был организован известным специалистом по музыке нешлягерных композиторов пианистом Юрием Полубеловым, собравшим группу музыкантов-энтузиастов и даже увлекшим идеей постановки главного режиссера «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана. Фестиваль завершился камерной оперой «Цена доверия», написанной для четырех певцов в сопровождении фортепиано в 1945 г. Действие оперы происходит в конце викторианской эпохи в Лондоне. Это салонная комедия с участием двух супружеских пар, которые в течение часа спорят о доверчивости, а в результате обмениваются партнерами. Независимые от фортепианного сопровождения вокальные партии легко и непринужденно подогнаны под прозаическое либретто самого композитора, хотя за внешней их простотой — множество технических проблем. Юрий Полубелов, который работал с певцами и исполнял партию фортепиано, сумел заразить непростой музыкой молодых вокалистов «Геликона» — те исполняют свои партии с большим вкусом. Правда, даже в этом однородном квартете выделялась сопрано Татьяна Куинджи, исполнявшая роль мещанской кокетки Глории. Спектакль был осуществлен semi stage, т. е. полуконцертно. Поэтому художник Татьяна Тулубьева просто забросала сцену рваными газетами, а Бертман заставил своих артистов валяться в этой шуршащей куче. В общем, во всем чувствовалась милая необязательность, которая только пошла на пользу спектаклю. Легкая пародия на моцартовскую оперу «Так поступают все женщины» наводила на мысль, насколько лучше и живее у Бертмана получаются такие спектакли, где он не старается придумывать «находки» к каждому музыкальному такту. Да и современная музыка гораздо больше подходит для театральных экспериментов режиссера. Сотрудничество Юрия Полубелова и «Геликона» продолжится в декабре, когда в театре будет показана новая, неоркестровая версия моцартовской оперы «Похищение из сераля».
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков