Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Гигантомания

Выставка «Художники Большого театра» в Манеже

Ведомости / Вторник 13 марта 2001
К юбилею Большого театра, который будет отмечаться 28 марта, в Манеже открылась выставка «Художники Большого театра за 225 лет». Выставка организована Музеем Большого театра и Театральным музеем им. Бахрушина. Она уникальна прежде всего своими масштабами: 650 эскизов декораций, около 700 костюмов, два десятка театральных задников. Впервые в мире театрально-художественное наследие отдельно взятого театра представлено в таком масштабе. Такого количества натуралистических пейзажей, фальшивых камней и блестящих пайеток Манеж не видел с советских времен. Организаторы выставки справедливо решили, что Большого много не бывает. Пускай Мариинский театр выпускает десяток премьер в сезон и организует общества своих друзей по всему свету, чтобы привлечь спонсоров. Большой не может похвастаться в этом юбилейном сезоне творческими победами, поэтому в ход идет спасительная ретроспектива. По периметру Манежа — эскизы декораций от основания театра до сегодняшнего дня. Строгая графика классицизма, обилие художественных идей эпохи советского авангарда, на смену которому приходит в больших количествах «золотая эпоха» соцреализма. Посмотреть есть на что. Картины-эскизы Константина Коровина, оформившего 40 спектаклей и перевернувшего представление о театральном сценографе. Живописные эскизы-картины Федора Федоровского, которые почему-то всегда превращались в тупые и скучные декорации. Изящные эскизы «Пиковой дамы» Владимира Дмитриева: декорации эти до сих пор не утратили смысла на сцене Большого. На особой сцене (которая заслонила сценографию Валерия Левенталя к «Ночи перед Рождеством») расположены декорации Петра Вильямса финала главной оперы коммунистических времен — «Иван Сусанин» (1945). Кривой собор Василия Блаженного, развалюха — Лобное место, манекены в костюмах массовки. Последние десятилетия истории Большого вызывают скорее разочарование. Обилие эскизов и декораций лаконичного Симона Вирсаладзе, декоративного Валерия Левенталя наводят на мысль, что ярких художников в театре становится все меньше, а то, что вывешено, устарело морально. Вот у Бориса Мессерера — целая пропасть между минималистически выразительными декорациями «Кармен-сюиты» (1967) и сказочно-ситцевым «Коньком-Горбунком». И главное — такая ретроспектива была бы особенно интересной, если бы в конце экспозиции можно было увидеть суперсовременные декоративные решения без тряпочных задников и наклеенных на сетку непроходимых буреломов. Тогда и театральный натурализм не выглядел бы столь примитивно. Но за всех авангардистов от театра представлен Сергей Бархин, да и то единственным макетом «Набукко». Поэтому от всего этого разноцветья помятых задников (хранятся в свернутом виде) убегаешь к черно-белым фотографиям Шаляпина или Собинова или отправляешься смотреть на костюмы. Здесь множество загадок: как Образцова могла поместиться в такое крохотное платье Кармен? И вообще, если декорации в ближайшем рассмотрении теряют свою театральную магию, то костюмы в «неживом» виде ее только обретают. На еще одной сцене, украшенной задником «Торжество искусств» художника Ламбина (1920), каждый день вплоть до закрытия выставки 31 марта обещают концерты солистов Большого. Но выдержать нарезку из миманса и оперных дуэтов под разбитое фортепиано не всякий сможет.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков