Театральная критикаДоминго и Александрийский столп«Звезды белых ночей» в ПетербургеВедомости / Пятница 01 июня 2001 В Петербурге в девятый раз открывается международный фестиваль «Звезды белых ночей», который продлится до 1 июля. Летний фестиваль классической музыки известен в Северной столице еще с советских времен (под названием «Белые ночи»), но в 1993 г. его художественным руководителем стал Валерий Гергиев. Неутомимый глава Мариинского театра дал фестивалю новое имя и привлек главного спонсора Philips Electronics. За короткий срок вялотекущие филармонические «Белые ночи» стали единственным в России летним музыкальным форумом, который имеет полное право называться фестивалем. Из-за того что оперная труппа Мариинского сейчас участвует в фестивале в немецком Баден-Бадене, «Звезды белых ночей» откроются блоком балетных спектаклей «Драгоценностями» Джоржа Баланчина и «Щелкунчиком» в декорациях Михаила Шемякина. А главной приманкой нынешнего фестиваля станет участие Пласидо Доминго. Великий тенор в этом году не выступает ни в Зальцбурге, ни в Байрейте, зато четыре раза покажется петербургской публике. 16 июня он будет участвовать в гала-концерте на сцене Мариинки, который плавно перетечет в выступление звезды мировой оперы на Дворцовой площади (с участием главной звезды питерского театра меццо-сопрано Ольги Бородиной). 19 июня Доминго исполнит партию Зигмунда в премьере второй части вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга» «Валькирии». Спектакль ставит мало знакомый с оперной режиссурой немецкий сценограф Готфрид Пильц, оформлявший в прошлом году «Золото Рейна». 20 июня Доминго встанет за пульт, чтобы продирижировать «Аидой» в Мариинском театре. До сих пор Доминго если и приезжал в Петербург, то для единственного выступления. Поэтому столь масштабное его участие в фестивале должно скрасить отсутствие других международных звезд первого уровня (в разные годы на фестивале бывали дирижеры Карло-Мария Джулини, Риккардо Мути, пианист Альфред Брендель и др.) Кроме «Валькирии», Мариинский театр собирается показать на «Белых ночах» еще несколько премьер. 14 июня Гергиев и главный приглашенный дирижер Мариинки итальянец Джанандреа Нозеда будут руководить концертными исполнениями двух итальянских опер XVIII в., созданными специально для русского императорского двора и никогда больше не исполнявшимися: «Цефал и Прокрис» Франсиско Арайи (написана на первое русское либретто Сумарокова) и «Клеопатра» Доменико Чимарозы. Впервые в России прозвучит опера Россини «Путешествие в Реймс»: за концертное исполнение вокального раритета берется Юрий Башмет. Ближе к концу фестиваля будет показана уже третья для Мариинского театра версия вердиевской оперы «Отелло». Постановка режиссера Юрия Александрова и сценографа Семена Пастуха, отмеченных уже «Золотой маской» за «Семена Котко» Прокофьева, появилась в планах совсем недавно в связи с предстоящим вердиевским фестивалем Мариинского театра в Лондоне. Гергиев также продирижирует концертными исполнениями «Турандот» Пуччини и «Снегурочки» Римского-Корсакова, которые, возможно, в следующем сезоне обретут свои сценические версии. Как никогда много в этом году современной музыки. На сцене Малого драматического театра 20 июня пройдет мировая премьера оперы «Царь Демьян», литургической драмы в лубочной стилизации сразу пяти российских композиторов. На следующий день в Мариинке прозвучат два новых произведения, написанных в 2000 г. по заказу Баховской академии в Штутгарте «Страсти по Матфею» американца Тан Дуна и «Страсти по Иоанну» Софии Губайдулиной. Главным светским мероприятием фестиваля станет 23 июня благотворительный бал в Екатерининском дворце Царского Села. Средства, полученные от проведения бала, будут направлены на восстановление музыкальной библиотеки Мариинского театра, в которой хранятся рукописи произведений всех композиторов, когда-либо писавших музыку для петербургского двора. |