Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В новый век с новыми худруками

Оперные фестивали в Зальцбурге и Байрейте

Ведомости / Среда 15 августа 2001
ЗАЛЬЦБУРГ — В эти дни в Германии и Австрии проходят два самых престижных музыкальных фестиваля мира: Вагнеровские торжества в Байрейте и Зальцбургский фестиваль. Для членов августейших фамилий, виднейших политиков и бизнес-элиты ежегодные посещения двух музыкальных фестивалей важны не меньше, чем свадьбы принцев, выставка цветов в Челси или экономический форум в Давосе. В этом году фестивальных завсегдатаев ждала еще одна интрига: нынешним летом и в Зальцбурге, и в Байрейте подводят итоги целым эпохам в их истории. В Байрейте заканчивается полувековое правление внука композитора — Вольфганга Вагнера, самого одиозного и консервативного из нынешних фестивальных интендантов. Ожидание перестройки носит подчеркнуто болезненный характер, ведь на его место претендуют сразу несколько представителей вагнеровского семейного клана. И от того, кто именно будет диктовать новую художественную политику фестиваля, зависит то, насколько радикальными будут реформы. Воздействие семейной саги вагнеровского клана на художественный процесс было ощутимым. Сноха композитора Винифред правила здесь во время фашистского режима, и сам Гитлер просил руки сиятельной вдовушки. 50 лет назад в Байрейте впервые после семилетней паузы прошел фестиваль, у руля которого стояли два сына Винифред — режиссер Виланд Вагнер и театральный администратор Вольфганг, который после ранней смерти брата стал единоличным правителем фестиваля. Он регулярно ставил в Байрейте спектакли, стараясь не замечать пощечин критиков. Полвека его претендующие на универсализм и каноничность, но весьма посредственные постановки определяли лицо фестиваля. Даже привлечение известных современных режиссеров (Патрис Шеро, Гарри Купфер, Вернер Херцог, Хайнер Мюллер) не повлияло на этот процесс. Юбилей Байрейтского фестиваля не отмечают новыми постановками: в прошлом году здесь показали последнюю в ХХ в. версию тетралогии в постановке немецкого шестидесятника Юргена Флимма. Свой спектакль Флимм превратил в историю мира, погибающего от коррупции и олигархии, в котором даже боги строят не волшебные замки, а семейные корпорации. На этой актуальной ноте Вольфганг Вагнер и собирается уйти на покой осенью этого года. На его место метят четверо правнуков композитора. Среди них есть сторонники «бархатной революции», а есть и отъявленные радикалы, которые предлагают исполнять на фестивале музыку Мейербера и Мендельсона во искупление грехов своего великого предка. В Зальцбурге нынешний фестиваль воспринимают как лебединую песню интенданта Жерара Мортье, уже совершившего десять лет назад радикальную революцию на берегах Зальцаха. Имя его сменщика уже известно (композитор Петер Ружичка), и многих сторонников реформ Мортье теперь волнует другой вопрос: сможет ли новый интендант сохранить театральный радикализм, которым последние десять лет славился главный австрийский фестиваль.
«Эра Мортье» прошла под знаком громких скандалов и самых неожиданных концептуальных решений. После почти сорокалетнего правления Герберта фон Караяна, с его естественными музыкальными предпочтениями, Мортье вернул Зальцбургу его театральный облик. Уже один список режиссеров, ставивших оперы на фестивале за эти годы, говорит сам за себя: Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Люк Бонди, Петер Штайн, Патрис Шеро, Лука Ронкони. При Мортье в репертуаре фестиваля появилось много произведений ХХ в. (Барток, Яначек, Шёнберг и Берг). Незабытой оказалась и новая музыка — от второй в истории постановки мистерии «Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана до мировых премьер опер Лучано Берио и Дьердя Лигети. Для своего прощания с зальцбургской публикой Мортье вновь приготовил насыщенную программу. Ее украшением стала постановка моцартовской «Свадьбы Фигаро» Кристофом Марталером, которую противники реформ Мортье уже заранее посчитали последним посягательством на традиции города Моцарта. (Еще один спектакль Марталера — шекспировская комедия «Как вам это понравится» — в афише драматической программы.) С другой стороны, Мортье наконец решил порадовать своих врагов, включив в программу «Ариадну на Наксосе» Рихарда Штрауса, священного для Зальцбурга композитора, которого сам Мортье все эти годы не жаловал. Вердиевский юбилей отмечается здесь новой постановкой «Фальстафа», которую осуществил хорошо известный в России англичанин Деклан Доннелан, и старой постановкой «Дон Карлоса», в которой принимают участие солистка Мариинки Ольга Бородина и солистка Большого театра Марина Мещерякова. А главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев, который уже не раз подхватывал старые спектакли в Зальцбурге, наконец представляет собственную премьеру. Зальцбургская премьера первой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (в постановке немецкого режиссера Петера Муссбаха) дебютная для Гергиева: до сих пор он отдавал предпочтение второй редакции оперы — «Катерине Измайловой». Спектакль со сложными видеоинсталляциями, возможно, покажут в следующем сезоне в Мариинском театре.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков