Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Есть контакт

Композиторы и публика Пифийских игр выдержали проверку связью

Ведомости / Четверг 03 мая 2007
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Все без исключения компоненты композиторского состязания, которое уже шестой год проводит Институт Про Арте, оказались на высоте. Из девяти премьер большая часть способна к дальнейшей концертной жизни. А публике, с удовольствием принимающей новорожденные опусы, парадный зал Музея связи, похоже, скоро станет тесен.Хлопотную, черную, отрывающую от собственного творчества работу по сведению новой музыки с публикой в последнее столетие чаще всего выполняли сами композиторы. Генри Кауэлл в Америке, Луи Андриссен в Голландии, Эса-Пекка Салонен и оркестр Avanti! в Финляндии, Борис Филановский и eNsemble в России — явления типологически схожие. Пифийские игры — 2007 показали, что антикризисная политика Филановского приносит плоды и прорыв современной музыки возможен и у нас.
Рецепт прост — каждый год по 10 заказов плюс европейского качества исполнение ансамблем eNsemble под управлением Федора Леднёва. И не в последнюю очередь — растущая компетентность и вкус публики игр: нынче, в оба конкурсных дня, слушатели, которые и определяют судьбу главных премий, голосовали за достойнейших.
В первый день (номинация «Родная речь. Шум и ярость eNsemble») сразу два приза (малый — от исполнителей и большой — от публики) достались «Выставке жестокости» (для скрипки, виолончели и фортепиано) Антона Светличного (1982, Ростов-на-Дону). Это трио, лишенное дружественного слушателю звукового интерфейса, зондирует недра нашей расшатанной мегаполисом психики. Музыка подобна оптическому раздражителю: пульсирующее звуковое пятно, будто снятое скачущей камерой, расслаивается все больше; его границ не опознать, как не сфокусировать плывущее в горячке зрение.
Весь второй день заняли ударные композиторские силы — группа «Сопротивление Материала», и программа оказалась в целом качественней первого дня. Тема второй номинации — «Испорченный телеграф. eNsemble помех» — подвигла композиторов исследовать нарушения коммуникации. Однако у самих авторов связь с аудиторией в полном порядке: сочинения рассчитаны на максимальную внятность слушателю.
Победителем второго дня стала пьеса под названием Алексея Сюмака (1976, Москва). Сюмак применил такие приемы игры, что тембр инструментов стал почти неузнаваем: струнные играют древком смычка, духовые извлекают сдавленные аккорды. Это озвученная глухота, и она впечатляет: 12 минут растягиваются в пейзаж после конца света, без людей и, кажется, без звука. Тихо переливается одно и то же созвучие, подспудно текут естественные процессы, как бы в отсутствие автора; конструкция будто сама себя формует, и в этом мнимом самоустранении уже просвечивает почерк будущего большого композитора.
В «Азбуке слепых» Сергея Невского (1972, Берлин/Москва), отставшей от победителя всего на один голос, мало нот и много событий. Инструменты аутично не замечают друг друга, у каждого — свое лицо. Врезается в память юродивый аккордеон, тихо в уголку роняющий бессвязные аккорды. Приз музыкантов eNsemble получил «Шмоцарт» Бориса Филановского (1968, СПб) — картина нашего искаженного восприятия удаляющегося от нас классика.
Как показали нынешние игры, количество все же переходит в качество. И главное их достижение — композиторы и публика наконец-то законтачились.

Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков