Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Подключение к вечности

Ежегодное священнодействие Григория Соколова

Ведомости / Понедельник 24 апреля 2006
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Главный праздник петербургского концертного календаря — единственный в году концерт пианиста Григория Соколова — свершается на исходе апреля, по соседству с днем рождения музыканта. Не ходить сюда нельзя. На поклон приходит весь музыкальный Петербург, которому полуторатысячный зал и просторное фойе Большого зала филармонии давно стали неприлично малы.В этом году Григорий Соколов играл Французскую сюиту си минор Баха, 17-ю сонату Бетховена, Первую сонату Шумана, на бис — Шопена и Баха — Бузони. Программа завершала цикл концертов-посвящений Эмилю Гилельсу, которые в апреле сыграли Елизавета Леонская, Олег Майзенберг и Владимир Мищук.
Программы Соколова — это всегда не список, а сплав и ребус. Внимательный слушатель будет вознагражден, услышав, как в финале сонаты Шумана прорастает барочное lamento и как среди сонатно-минорного моря на точно рассчитанные места встают островки мажорных частей.
У его Баха нет звуковой плоти, это мысль в чистом виде. Разговор голосов, каждый из которых обладает собственным интеллектом, идет в потустороннем пианиссимо. Знаменитые арпеджиато и речитативы в сонате Бетховена — безвоздушные черные дыры во времени и пространстве — мучительны даже физически: невозможно решиться на вдох, пока не отлетит последнее эхо. Соната Шумана тяжело набирает обороты и трудно идет дальше, спотыкаясь о резкие перепады динамики и смены туше.
Соколов властвует над залом безраздельно и безжалостно. Но его власть другого рода, чем у великих интерпретаторов-автократов. Он священнодействует кальвинистически — самоустраняется и обеспечивает беспроводную связь с музыкальным произведением. Каждый получает собственный канал доступа в горние выси. А что вы там услышите — на вашей собственной совести. Каждый раз пытаешься доверху набить карманы памяти, чтобы хватило на целый год. С этого концерта каждый уносит столько богатств, сколько ему по силам.
Такое нужно слушать явно не в тысячной толпе с чужим дыханием в спину, соседским кашлем и мобильником в партере. Убежище есть — кристаллический звук Соколова затягивает слух в герметичную капсулу, изолирующую от внешнего мира.
Он устраняет и само фортепиано. Прозрачный, ровный по всей длине звук, пианиссимо с тысячей нюансов, которых он добивается невероятным интеллектуальным напряжением, — это вовсе не те красочные эффекты, на которые нацелена супертехнологичная махина современного рояля. А в полнейшем невнимании к современным исполнительским практикам — в первую очередь к музыкальному аутентизму — он игнорирует саму современность.
После основной программы пианист обычно еще минут 40 играет на бис. И каждый раз эти 5-7 произведений ложатся семью печатями на его звуковое таинство — до следующего года. В этом году он замкнул концерт на крепкий замок — хоральную прелюдию Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ Баха в транскрипции Бузони. С тех пор как Тарковский сделал ее вместе с полотном Питера Брейгеля символом земной культуры в своем «Солярисе», она может звучать только как заключительное Amen, после которого ничего играть уже нельзя.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков