Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

От Лизы к Розенталю

Оперный путь Леонида Десятникова

Ведомости / Вторник 25 октября 2005
ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА — Главным событием юбилейного фестиваля Леонида Десятникова стал показ в Cеверной столице оперы «Дети Розенталя», привезенной из Москвы Большим театром. Вместе с тем фестиваль представил публике обоих городов и другую оперу композитора — «Бедную Лизу», сочинение раннее по дате, но не по сути.Новинка из Большого стала ожидаемой вершиной в череде концертно-театральных приношений композитору. Аншлаг, давка за входными, создатели оперы в директорской ложе и полный состав бомонда в партере обеспечили ей статус ультрамодного события. Десятников получил положенную долю чествований и перед началом (спектакль был преподнесен как подарок Большого театра к 50-летию композитора), и после спектакля, когда половина зала аплодировала стоя.
Успеху петербургской премьеры способствовал дирижер Александр Ведерников, вольготно расположивший солистов, хор и оркестр в просторном акустическом пространстве. Точно рассчитав баланс, он создал удобную основу для соло и ансамблей, сумел добиться от хора прозрачного пиано и приличной дикции, хоть и не всегда по нужным нотам.
Впору мариинской сцене пришлась и режиссерская работа Эймунтаса Някрошюса — густонаселенный и действенный спектакль, способный заполонить любое сценическое пространство. Однако театр Някрошюса рассказывает свою историю, которая чаще всего идет вразрез с крепко спаянным музыкальным действием, не обращая внимания на смысловое напряжение партитуры Десятникова. Впрочем, симпатии солистов были явно на стороне партитуры. Лучший альянс сценического и вокального мастерства продемонстрировали Евгения Сегенюк (Вагнер) и Вадим Гильманов (Мусоргский).
«Бедную Лизу» показали в концертном исполнении. В Питере — в Капелле, в Москве — в театре Анатолия Васильева, идеально подходящем для эксклюзивных событий. Эта камерная опера, всего для двух певцов и девяти инструментов, была написана 25-летним композитором и в свое время шла в Камерном театре Покровского. Удивительно, как мало в ней студенческого и незрелого. Стиль Десятникова на тот момент уже сложился и не испытал, пожалуй, только американских и аргентинских влияний. Фактура оперы терпкая и тонкая, благозвучие шатко, гармонии изысканно скребут слух. Сентиментальную повесть Карамзина Десятников услышал словно ушами начала XX века, поместив ее в разреженное символистское пространство. Мерностью темпа и простотой реплик «Бедная Лиза» напоминает «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси, чьи герои не совершают поступков, а пропускают сквозь себя собственную судьбу. Вокальному стилю оперы не всегда хватает кантиленности, зато в опере есть романс Лизы под гитару — умелое, на грани фола, заигрывание с эстрадой. Роль Лизы хорошо удалась Юлии Корпачевой, певице с лирическим голосом и талантом, к тому же у нее был весьма интеллигентный партнер — Эндрю Гудвин (Эраст), австралиец, чей лирический тенор и вкус к камерному стилю вызывают доверие.
Алексей Гориболь, душа и худрук фестиваля, дополнил «Бедную Лизу» еще двумя опусами, дающими представление о диапазоне десятниковского таланта. С одной стороны, «Свинцовое эхо» на стихи Дж. Хопкинса, исповедальная, но герметичная вещь, напряженная, словно так и не прорвавшийся нарыв, — ее эмоционально спел контратенор Олег Рябец. С другой — сюита из музыки к фильму «Москва» с большим процентом легких жанров и мудрено аранжированными советскими песнями — тут подкупала театральной наивностью рок-певица Дзусова. Пожалуй, питерские музыканты, выучившие эту вещь, оказались чересчур интеллигентны и превратили десятниковский кич в деликатные разводы.
Не все фестивальные события позади: остались программы с музыкой Десятникова для театра и кино, а также московский показ «Детей Розенталя».

Современные русские композиторы: Леонид Десятников
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков