Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Поделись сокровенным

Несколько фестивалей и концертов современной академической музыки прошли почти одновременно. В отрасли разные направления, и ни одно не хуже

Ведомости / Четверг 19 марта 2009
Array ( [date] => vinos [content] => 19.03.2009 )
Минималисты держатся вместе. На Фестивале работ Владимира Мартынова в центре «Дом» мастер исполнялся рядом с коллегами, разделяющими с ним склонность к простым звучаниям, ясным ритмам и долгим повторам. Однако общность коллег мнимая, внешняя. Если сам Мартынов подчеркнуто антитеатрален, то Георг Пелецис — например, в «Орфее» — лепит подобие сюжета и персонажей (гобой — Орфей, фурии — контрабас). Если концептуалист Мартынов берет всю свою музыку в кавычки и сам словно смотрит на нее со стороны, то чистый лирик Павел Карманов, напротив, сам в ней растворяется, не чураясь и популярных приемов. Его Innerlichkeit (сокровенность? искренность?) звучит с трепетом, по-мужски светло и взросло, а если мажор вдруг сменяется минором, то это значит в точности то же, что и у Шуберта, — радость и печаль.
В отличие от Мартынова, кто жестко разделяет свою музыку на прикладную и серьезную, Карманов естественно эти жанры сближает. Это роднит его с Леонидом Десятниковым, чьи «Эскизы к закату» выросли из киномузыки. Авторская позиция Десятникова изощреннее, он не плывет по волне традиции, а беседует с классиками — тем же Шубертом («Как старый шарманщик») или Пьяццоллой (Пьяццолла ведь классик?), цитируя их и разражаясь рефлексией на их счет. Алексей Гориболь и солисты Большого театра играли Десятникова не в «актуальном» пространстве «Дома», а в Консерватории и не рядом с современными композиторами, а с Чайковским: ведь и в Большом театре они стоят на афише бок о бок.
К новейшей музыке приобщилась и столичная филармония. Трехдневный нон-стоп фестиваль «Другое пространство» проходил в ее Камерном зале и в Трюме Мейерхольда (апелляция к автору проекта, позже ставшего Залом Чайковского). Классики авангарда звучали вместе с нашими нынешними. Авангард уже не «передовой отряд», а один из исторических стилей (как и минимализм), и в нем композиторы продолжают работать. Сочинение Владимира Раннева «Телеграмма» — перевод на язык смычка и скрипки первой в истории морзянки (1838), содержавшей текст «Чудны дела Твои, Господи!». Этим сочинением автор ставит нешуточный вопрос: что есть вообще послание в музыке и есть ли оно вообще?
Авангардисты тоже весьма разные. Борис Филановский объединил в юродской кантате «бздмн» Нагорную проповедь и признания бомжей газете «Ночлежка», впустив в высокую музыку вонючую жизнь. Вадим Карасиков обошелся «В пламени сна» исчезающе малым количеством звуков, что объяснил, напротив, высокой индийской мудростью.
Авангард и по сей день воюет с традицией, а минимализм — с авангардом, но исполнители и публика у всех пересекаются, а серьезные люди повсюду думают об одном. В композиции Дмитрия Курляндского «Сокровенный человек» половина ансамбля играет рьяную какофонию, а половина — благозвучные аккорды. Совсем не похоже на Innerlichkeit Карманова, но и здесь — о сокровенном.

Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков