Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Остатки былой роскоши

"Травиата" Дзеффирелли в Большом

Ведомости / Понедельник 15 декабря 2003
        "Травиата" - уже вторая итальянская оперная продукция, которую Москва увидела за последние два года: осенью 2002-го в Кремле показывали "Тоску" Пуччини в исполнении Римской оперы, и это тоже была работа Дзеффирелли. Обе гастроли обеспечил Альфа-банк, переключившийся с ветеранов поп-рока на популярные шедевры итальянской оперы.
        Дорогостоящие спектакли итальянских трупп адресованы широкой платежеспособной публике, которая из оперных певцов знает только "трех теноров" и Монтсеррат Кабалье, которых в Москву уже возили-перевозили, запрягая их в самые дикие сочетания с поп-артистами - и это не конец. А из оперных режиссеров - только Франко Дзеффирелли. У нас он известен по костюмным фильмам вроде "Ромео и Джульетты" и "Укрощения строптивой", все помнят пышно декорированный фильм-оперу "Травиата" (с Терезой Стратас, Пласидо Доминго и танцующей парой - Васильевым и Максимовой) , недавно посмотрели мелодраму "Каллас навсегда". В сознании зрителя имя Дзеффирелли ассоциируется с блеском большого оперного мира, размахом и роскошью постановок. Добавим, что эстетика Дзеффирелли создана словно для нас: она сродни московскому купеческому вкусу во всей гамме его проявлений - от Елисеевского магазина до новорусских апартаментов 90-х.
        Вот только не удается Москве увидеть Дзеффирелли во всем его пятизвездочном великолепии - на склоне лет он оставил его позади. Прошлогодняя "Тоска" была более чем скромна: вместо шикарных задников - унылые диапозитивы (спасли дело прекрасные певцы - Даниэла Десси и Фабио Армильято - да знающий дело римский оркестр). Нынешняя "Травиата" вообще была задумана как камерное творение: ее премьера прошла в начале 2002 г. в крохотном театре в Буссето. Сделанная там же видеозапись смахивает на малобюджетный ностальгический римейк кино-"Травиаты", что подчеркивает и участие Пласидо Доминго - только уже в качестве дирижера. Но в отличие от фильма здесь Дзеффирелли и не делает попыток живописать мир парижских увеселений, окружающих модную куртизанку: он рассказывает историю женщины, узнавшей истинную любовь лишь на пороге смерти.
        Дабы воплотить этот план, режиссер (он же сценограф) придумал одну-единственную метафору: под звуки печального оркестрового вступления некая фигура в исподнем (очевидно, отлетевшая душа героини) сомнамбулически бродит по сцене, окруженная уснувшими дамами в вечерних платьях. Но вот вступление кончается, дамы просыпаются и пускаются танцевать на балу. Дальше идут четыре акта, в продолжение которых мы любуемся на одну и ту же сценографическую картинку, состоящую из черных мраморных ступеней, вращающихся стеклянных полукругов, кадки с деревцем (антураж гостиничного холла средней руки). По мере нужды на передний край сцены выставляются креслица, бюро или ложе умирающей. Когда Жорж Жермон является в загородный дом и вопрошает: "Откуда такая роскошь? " - ему хочется ответить: протрите глаза, синьор! Франко Дзеффирелли сам приехал в Москву, чтобы адаптировать камерное решение итальянского спектакля к масштабам Большого, но ему удалось добиться лишь плохого освещения. Изредка картинку разнообразят суета хористов или пляски цыганок, но в целом четыре акта заполнены более чем стандартными мизансценами.
        Последнее не упрек: артистам в этих мизансценах петь и играть удобно. Дзеффирелли выбрал молодых и стройных артистов, из которых особенно гордится восходящей примой Стефанией Бонфаделли. Певица (если сравнивать с годичной давности видеозаписью) быстро набирает мастерство. С партией Виолетты она справляется - ей хватает и дыхания, и диапазона, и подвижности. Вместе с тем ее пению присуща типичная современная упрощенность: певица не ищет индивидуального тембра, не стремится к проработке нюансов, мирится с визгливостью верхних нот, а угловатость звуковедения оправдывает актерскими приемами (например, болтает головой, выводя колоратуры). Столь же непосредствен и незамысловат возлюбленный героини, Массимо Джордано, чей лирический тенор приятен и хорошо летит, но столь же мало индивидуален. Дзефирелли известен своей привычкой отдавать большие роли молодым артистам, предпочитая обаяние, пусть и скромное, опыту и глубине. Но рядом всегда должен быть зубр, и он есть - Ренато Брузон в партии отца Жермона. Великий певец по-прежнему безупречен в звуковедении и чувстве ансамбля, хотя его некогда безукоризненный баритон заметно шатается на высоких нотах. Тем не менее свою арию он спел в полном варианте (обычно вторая часть купируется). Отрадное впечатление произвели хор и особенно оркестр Фонда Артуро Тосканини - собранный, аккуратный, хорошо владеющий стилем. Вместо Пласидо Доминго за пультом стоял молодой дирижер Массимилиано Стефанелли - грамотный, почти не допускающий расхождений. Звучанию оркестра он порой стремился придать драматический зуд - но на драматизм в широком плане (выстроить, например, темпы в кульминации 3-го акта) его не хватило.
        В этом, а не в дзеффиреллиевских декорациях, и есть главная беда всего спектакля. "Травиата" должна восхищать и трогать до слез. Но ни драмы, ни восторга нет - есть соблюдение среднего уровня, пристойного и вялого. Прикрытого именем знаменитого постановщика, но бесконечно далекого от страстного и волнующего театра Джузеппе Верди.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков