Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

От "Бумера" до Большого балета

Выбор "Триумфа" в 2003 разнообразен как никогда

Ведомости / Четверг 11 декабря 2003
        Молодежный, или малый, "Триумф" появился в 2000 г. , через восемь лет после памятного телефонного звонка предпринимателя Бориса Березовского писательнице Зое Богуславской: "Мы тут заработали немного денег и хотели бы учредить премию для людей искусства. Не придумаете проект? " Богуславская придумала, созвала независимое жюри, которое каждый год присуждало премии (сначала в размере $10 000, затем $50 000) пяти деятелям российской культуры вне зависимости от их национальности и места проживания. Первую пятерку наградили в 1992 г. Время во многом продиктовало и концепцию премии: в первую очередь лауреатами "Триумфа" становились те, кого государство обходило наградами. К концу 90-х ситуация изменилась: либеральное десятилетие так или иначе отметило всех выдающихся, "Триумф" перестал быть самой фрондерской, зато стал едва ли не самой почетной российской премией. Единственный упрек, который пресса настойчиво адресует состоящей из двадцати человек судейской коллегии, - это пристрастие к шестидесятничеству, результатом которого становится редкое попадание в число лауреатов людей других поколений.
        Отчасти ответом на это обвинение и послужило создание молодежного "Триумфа": каждый из 20 членов жюри (в этом году их стало 19 - умер Элем Климов) выдвигает своего кандидата, который без предварительного обсуждения получает премию в виде памятного значка и суммы в $2500.
        Забавно, что в этом году именно молодежный "Триумф" возродил изначальную концепцию премии: среди 19 лауреатов есть люди, вклад которых в российскую культуру уже ощутим, а официальное признание запаздывает. Это и автор "Бумера" Петр Буслов, и Земфира, и (пусть в меньшей степени) драматург и режиссер Иван Вырыпаев, и театральный режиссер Нина Чусова. ..
        Что касается главной пятерки, то она выглядит вполне консервативно: заслуги Алексея Баталова или петербургской поэтессы Елены Шварц вполне очевидны, но почему им необходимо вручать премию именно в 2003 г. , не совсем понятно. Как непонятно и то, почему жюри не решилось воспользоваться уникальной возможностью - тем, что Эймунтас Някрошюс поставил "Вишневый сад" на русском языке и с российскими актерами, - и не присудило премию самому знаменитому театральному режиссеру из рожденных на территории бывшего СССР.
        Зато в триумфальном списке этого года есть Юрий Темирканов и Николай Цискаридзе - лауреаты, чье присутствие сообщает самой премии международное звучание: из всех деятелей российской культуры в мире наиболее известны музыканты и балетные.
        Харизматичный Юрий Темирканов, воспитанник прославленной ленинградской дирижерской школы Ильи Мусина, уже несколько десятилетий широко признан во всем мире. С конца 70-х он работает в крупнейших оркестрах в качестве приглашенного или главного приглашенного дирижера, был главным дирижером Лондонского Королевского оркестра, а теперь возглавляет Балтиморский оркестр. На родине Темирканова знают как бывшего руководителя Кировского театра (на этом посту его сменил Валерий Гергиев) и преемника Евгения Мравинского в деле руководства Заслуженным коллективом Филармонии. Театральные постановки Темирканова (особенно оперы Чайковского) до сих пор считаются непревзойденной классикой. Оркестровые интерпретации тоже отличает высокий градус; впрочем, оркестр достался Темирканову в тяжелые перестроечные времена, и основная заслуга маэстро в том, что оркестр удалось сохранить, обеспечив ему регулярные гастроли. Сейчас Темирканов продолжает руководить оркестром и Рождественским фестивалем в Петербурге. Его имя в петербургском ландшафте сияет уже не так ярко, но ведь премия дается за весь творческий путь.
        Солист Большого театра Николай Цискаридзе - любимец московской публики, лучший исполнитель партий романтических героев, гарант аншлагов и стоячих оваций. Его прыжок, атлетические поддержки и умение нравиться - вне конкуренции. Цискаридзе одинаково хорош и в классике, и в балетах Григоровича. На строгий петербургский взгляд ему недостает вкуса, но в последнее время его приглашают и в Мариинский театр. А два сезона назад Цискаридзе прошел строжайший суд парижской критики, станцевав "Баядерку" в Опера де Пари. В январе труппа Большого театра будет гастролировать в Париже, но, увы, премьер скорее всего останется дома - лечить серьезную травму. Будем надеяться, от получения премии "Триумф" до завершения профессиональной карьеры Николаю еще далеко.
        Седовласый интеллигент Олег Лундстрем - имя номер один в целой отрасли отечественного искусства, а именно в джазе. После войны, когда большая часть отечественных джазовых талантов была растеряна, Лундстрем появился с целым биг-бэндом, приехав из Шанхая с поездом репатриантов. Всю вторую половину века Лундстрем сохранял позицию патриарха советского джаза. Его оркестр был своего рода джазовой консерваторией. Лундстрем воплощал традицию, ориентировался на американский мейнстрим. Вместе с тем через его бэнд проходили многие перспективные музыканты из тех, кто потом начинал экспериментировать в других направлениях джаза. Лундстрему удалось превратить джаз в официальный, почти филармонический жанр. И об этой его заслуге нужно помнить даже теперь, когда джаз практически сменил концертную сцену на клубную.
        Скорее всего и Темирканов, и Цискаридзе, и Лундстрем вместе с лауреатами "Триумфа" прошлых лет станут участниками традиционного фестиваля "Рождественская карусель", который проводится в Москве сразу после вручения премии. Правда, в 2004 г. это будет уже не совсем Рождество: торжественная церемония пройдет 26 января в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков