Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Наш англичанин

Музыку Бриттена в России научились играть как свою

Ведомости / Вторник 09 декабря 2003
        Островной композитор, на плечи которого легла нелегкая миссия восстановить престиж британской композиторской школы после двух веков небрежения, имел особую историю творческих отношений с Россией: дружба с Шостаковичем, совместное музицирование с Рихтером, сотрудничество с Ростроповичем, русские постановки опер. В юбилейный год его музыка стала еще чаще попадать в наши концертные программы, прозвучала она и на фестивале Владимира Спивакова (британский тенор Тоби Спенс спел вокальный цикл "Озарения"). В Петербурге прошел небольшой цикл, в котором принял участие Мстислав Ростропович: сам он, правда, не играл, но дал мастер-класс по музыке Бриттена молодым виолончелистам.
        В рамках того же цикла в обеих столицах прошли концерты, лидером которых был пианист Алексей Гориболь. Бриттен был поставлен в контекст от Перселла до Леонида Десятникова и Дмитрия Рябцева. Последний написал новое сочинение, посвященное Бриттену и Питеру Пирсу, другу жизни композитора и идеальному исполнителю его теноровых партий. Наконец, Гориболь и партнеры записали, а петербургская фирма Record One выпустила монографический альбом-диск Бриттена – первый, сделанный русскими силами.
        На первом диске альбома два камерных вокальных сочинения, объединенных темой "мальчика как жертвы". Кантата The Golden Vanity ( "Золота тщета") исполняется детьми, но предназначается скорее взрослым. Веселая баллада про моряков и турецких пиратов разыграна в лицах – юные участники петербургского хора мальчиков училища им. Глинки задорно изображают капитана, боцмана и печального юнгу, которому суждено спасти всех, но погибнуть, будучи преданным спасенными товарищами. В кантикле "Авраам и Исаак" Бог сохраняет отроку жизнь; здесь поют не герои, а высшие силы, представленные двуглавым дуэтом тенора Марата Галиахмета и контратенора Дмитрия Попова. Бриттен пользуется скупыми средствами; его язык прозрачен, строг и чист, а эмоция поднята над обыденностью. В музыке дышат печаль и восторг перед надчеловеческой природой – будь то морская стихия или воля грозного Бога.
        В инструментальных циклах, представленных на втором диске, главенствует природа инструмента и личности, что держит инструмент в руках. Не страшась вступать на территорию Ростроповича, для которого написана Виолончельная соната, Борис Андрианов демонстрирует солидный технический арсенал – от мощно звучащих пассажей до бесплотных флажолетов – и контролируемый темперамент. В Lachrymae, где Бриттен фантазирует на темы композитора XVII в. Джона Дауленда, со вкусом солирует альтист Андрей Догадин. Шедевр на этом диске – Temporal variations ( "Светские вариации"). Казалось бы, это всего лишь сюита для гобоя, подобная старинной, но ей придан немалый смысловой объем: рядом с маршем, вальсом и полькой есть не только хорал, но и "Торжественное слово" и даже "Угроза". Драматическую интригу вещи с истинным актерством и безукоризненным мастерством воплощает гобоист Алексей Огринчук. Вообще, галерея молодых солистов, сделавших вклад в это издание, внушает гордость за русскую школу. Но главное достоинство – ансамбль, непременным участником которого является Алексей Гориболь. Лидер и душа проекта, он чаще держится в тени, отчего его рафинированная игра еще более очаровывает. Аннотации, тексты которых сочетают научную точность и поэтическое чувство, написаны петербургским музыковедом Людмилой Ковнацкой. В целом весь уровень проекта – от исполнения до дизайна – соответствует избранному предмету. Англичанин Бриттен, изощренный в чувстве, но всегда остающийся в рамках культурного вкуса, русскими исполнителями оказался прочитан от первого лица, как композитор-родственник.

Современные русские композиторы: Леонид Десятников, Дмитрий Рябцев
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков