Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Композитор исполнил фильм

Ансамбль Филипа Гласса сыграл в Москве саундтрек к картине Годфри Реджио "Кояанискацци"

Ведомости / Понедельник 01 декабря 2003
        Самые любопытные люди в СССР узнали о Филипе Глассе еще в конце 70-х. Тогда ошеломляющая простота минимализма была открытием, способным перевернуть сознание, особенно воспитанное на сложном музыкальном авангарде. Впрочем, среди трех основных американских минималистов Гласс не воспринимался как первый, а заметно уступал пальму первенства Терри Райли и Стиву Райху. В начале 80-х фильм Годфри Реджио с музыкой Гласса "Кояанискацци", освященный именем Копполы как продюсера, был показан на Московском кинофестивале. Но опять же, киноманы восхищались в первую очередь не музыкой Гласса, а кадрами Реджио - всеми этими немыслимой красоты рапидами и другими визуальными эффектами. А вот к концу 80-х Филип Гласс стал моден - не в последнюю очередь потому, что стал сотрудничать с культовыми рок-музыкантами Дэвидом Боуи и Брайаном Ино, писать песни на их стихи и симфонии на темы их песен. Тогда Гласс и сам попал в обойму имен, с небрежным шиком произносимых продвинутой молодежью. В 90-е гг. мода сошла на нет: Гласс стал восприниматься как преуспевающий композитор, обласканный заказами оперных театров (на очереди - Большой, готовый заказать новую оперу) , фестивалей и олимпиад всего мира, циничный эксплуататор единожды найденного стиля, сумевший выкачать неоправданно высокий процент из своего минималистского капитала.
        Компания Green Wave Music (ранее привозившая Майкла Наймана, "Кронос квартет", ряд звезд этнической и альтернативной рок-музыки) привезла Гласса в уже остывшую, спокойную и многое повидавшую Россию. Вместо ажиотажа и аншлага были десятки пустых кресел: буржуазную публику имя не пленило, обычного слушателя остановили буржуазные цены. Однако интерес был - и он был сполна оправдан. Приятно обмануты в ожиданиях были в первую очередь те, кто думал увидеть кичливую звезду: Филип Гласс оказался на удивление искренним, внимательным и доброжелательным человеком. А также - в свои 67 лет - очень выносливым: за 5 дней он выступил в трех запланированных концертах (один в Петербурге, два - в московском Доме музыки) и в одном, придуманном прямо по ходу московского визита: вчера (как раз в то время, когда номер "Ведомостей" уходил в печать) Гласс сыграл сольную фортепианную программу в Рахманиновском зале консерватории. Все остальное время композитор безостановочно общался с публикой или журналистами. В то время как его ансамбль гулял по Красной площади, Гласс целый вечер, причем в два сеанса, отвечал на вопросы в культурном центре "Дом", а после первого концерта в Доме музыки по собственному побуждению вновь вышел на сцену, чтобы поговорить с публикой и узнать о впечатлениях. Столь искренняя заинтересованность в том, как аудитория новой страны воспринимает его послание, говорила о том, что под покровом славы коммерческого композитора скрывается неискоренимый идеалист - сын большой американской культуры, породившей Эмерсона и Торо.
        Филип Гласс сам настоял на том, чтобы на русских гастролях был исполнен "Кояанискацци", а, скажем, не другая программа из разряда Philip on Film, куда входят "Красавица и чудовище" Жана Кокто или короткометражки Питера Гринуэя и Атома Эгояна. Наряду с оперой "Сатьяграха" (о Махатме Ганди) , Гласс держит "Кояанискацци" в числе своих самых дорогих опусов. И с ним трудно не согласиться. Свой несомненный прорыв в музыке XX в. Гласс осуществил в композициях 70-х гг. , а "Кояанискацци" к ним хронологически примыкает. Стиль Гласса проявляется в этой работе последовательно и бескомпромиссно. Концептуальный минимум гармоний, фактур и приемов структурного развития отражается в столь же строго ограниченном реестре эмоциональных состояний: это либо завораживающая медитация, либо стремительный, увлекательный, хотя и бесцельный полет. Лучшие темы композиции отличает беспримесная чистота - будь то органная прелюдия (Андрей Тарковский нашел подобную только у Баха) , звучащая на кадрах облаков, каньонов и водопадов, или ослепительное скерцо, несущееся вместе с автострадами, эскалаторами и конвейерами Манхэттена.
        В фильме Годфри Реджио наивная литературщина, скрестившая экологическое мировоззрение с христианской эсхатологией и индейской мудростью, сочетается с мощью поэтических кинообразов, немного поблекших лишь оттого, что клиповая культура их успешно освоила и растиражировала. Гласс от литературщины свободен, его музыкальная логика настолько чиста, что в ней хочется слышать буддийскую надмирность. Там, где Реджио, не ведающий жалости к людям, наставляет и проповедует, Гласс отрешен. Когда режиссер, хорошо усвоив уроки Эйзенштейна, уподобляет людской бег сосисочному конвейеру, музыкант находится в собственных высях. Но когда облака, снятые в рапиде, взрываются подобно атомному грибу, зримая поэзия и музыка приобретают многомерное сочетание.
        Годфри Реджио и Филип Гласс сообща работали над фильмом на протяжении семи лет: в одних эпизодах изображение вело музыку, в других - музыка диктовала монтаж. Идея показывать фильм с живой музыкой родилась не сразу, но за 20 лет "Кояанискацци" в виде концертного произведения с участием Philip Glass Ensemble был исполнен 160 раз. Стоит ли говорить, насколько идеален ансамбль музыкантов друг с другом и с экраном. Дирижер ансамбля - маститый Майкл Рисман играет (ему достаются все самые быстрые пассажи) и дирижирует, глядя на экран. Вокруг него за синтезаторами сидят еще четыре клавишника, включая самого Филипа Гласса (его партия - в основном неспешный басовый голос, лишь в "манхэттенском скерцо" автор включается активнее). Трое музыкантов играют на духовых инструментах, одна девушка ведет сольную вокальную партию, две другие играют и подпевают одновременно. Индейское пророчество в финале поет весь ансамбль. Техники в углу сцены, окруженные горой аппаратуры, и звукорежиссер в центре обеспечивают баланс и уровень звука, всегда остающийся в пределах интеллигентных децибел. Все просто, выверенно, при этом живо, нисколько не механистично и целомудренно зрелищно: смотреть хочется не только на экран, но и на сцену под ним, скупо освещенную.
        Филип Гласс называет Годфри Реджио великим визионером и пророком. Вместе они сделали кинотрилогию, и в их последней работе, "Накойкацци", возникли кадры, пугающе похожие на еще не случившуюся тогда трагедию 11 сентября. Глассу видится, что первый фильм, "Кояанискацци", тоже стал актуальнее в свете нынешних мировых тревог. Что же касается музыки Гласса, то в лучших своих образцах (к которым, несомненно, относится прозвучавший в наших залах саундтрек) она приобрела свойства живой классики. А ее автор, превративший российскую гастроль в личный поступок, наполненный горячим человеческим чувством, доказал свою подлинную причастность к миру неординарных героев, выведенных в его операх, таких как Эйнштейн, Ганди, Эхнатон, Колумб и Галилей.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков