Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Игра на понижение

Шеф Метрополитен-оперы привез в Москву молодежный оркестр

Ведомости / Среда 29 октября 2003
        В двойном названии оркестра содержатся оба слагаемых его успеха. UBS - швейцарский банк-спонсор. Вербье - удачно выбранное место: горнолыжный курорт в Швейцарии, где проводится летний фестиваль, имеющий репутацию тусовки звезд классического музыкального бизнеса. Сюда же съезжается молодежь со всех стран мира, отобранная по конкурсу. Летом оркестр репетирует, осенью отправляется в турне. В нынешнем составе оркестра "UBS-Вербье" играют юноши и девушки из Америки (Северной и Южной) , Европы (Западной и Восточной) , стран Востока (Дальнего и Ближнего). Есть дюжина ребят из России и даже одна скрипачка из Чечни (именно так ее гражданство определено в буклете). Дружный интернациональный состав - обязательная черта молодежных оркестров, а таких немало. В России много раз бывал оркестр "Филармония наций", выступали Молодежный оркестр имени Малера, Российско-американский и другие. Для любого устроителя пригласить такой оркестр - прибавка к политическому капиталу. Для каждого молодого музыканта поиграть в таком оркестре - прибавка к опыту, да и к средствам. Среди русских оркестрантов даже возникла отрасль профессии - участник международного молодежного оркестра.
        Слушатель тоже в плюсе: всегда приятно смотреть на юные лица, открытые прекрасному делу. Есть и минус: как известно, лучшее качество оркестра достигается тогда, когда бок о бок сидят маститые профессионалы и молодежь, перенимающая у зрелых коллег бесценные традиции. Если же оркестр состоит только из младой поросли, остается уповать на личность дирижера.
        Тут впору сказать о Джеймсе Левайне. На мировом небосклоне он - суперзвезда. Уже почти 30 лет (беспрецедентный случай) Левайн является художественным руководителем первого оперного театра мира - нью-йоркской Метрополитен-оперы. С недавних пор он же - руководитель лучшего симфонического оркестра США, Бостонского. Он же - главный дирижер Мюнхенского филармонического. Дирижировал всеми лучшими оркестрами Европы, выступал в Зальцбурге, проводил в Байройте вагнеровский цикл. Как пианист аккомпанировал звездам оперы. В терминах карьеры Джеймс Левайн - дирижер номер один. Однако, если попросить любого знатока назвать лучших дирижеров мира, имя Левайна вряд ли прозвучит. Московский концерт отчасти позволил понять, в чем дело.
        Левайн вложил немало труда в работу с неопытным сборным коллективом. Уже в Москве, за день до концерта и утром в тот же день, он тщательно, по тактам и фразам, репетировал с молодыми музыкантами. Однако на концерте блеска не было, было лишь старание. Оркестранты уверенно справлялись с быстрыми штрихами в "Чудесном мандарине" Бартока, массированным навалом брали помпезные тутти в Пятой симфонии Прокофьева, внимательно и честно следовали всему маршруту Восьмой Дворжака (наиболее удачный номер всей программы) , лихачили в бисовом Венгерском танце Брамса. Нередко случались кляксы и непопадания в ритм - но это полбеды. Главное, в оркестре не было музыкантского слияния, обмена инициативой, прозрачности и взаимного слышания. Однажды, в коде третьей части симфонии Прокофьева, такой драгоценный момент наступил - но оркестр не смог его удержать, а Левайн ничем не смог помочь. Маэстро вел оркестр скупой и точной, будничной рукой (за годы карьеры он привык экономить силы) , оркестр же словно хотел пробить стену всеобщего непонимания, но эти попытки были тщетны. Мы стали свидетелями картины, типичной для современного музыкального мейнстрима: установка на стандарт оборачивается его же понижением. Проект, поставленный на широкую ногу и подкрепленный звучным именем шефа, дает на выходе мертвый результат, не стоящий затраченных средств и усилий. Причина тоже типична - за гуманистическим (образовательным, политическим - определения можно множить) начинанием не стоит никакой темы, ничьей личной художественной идеи, попросту говоря - содержания. Без которого скопище нот, звуков, титулов, биографий и юных упований превращается в нагромождение бессмыслицы.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков