Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Лик московского модерна

В концерте в честь Евгения Светланова

Ведомости / Вторник 21 октября 2003
        Составляя программу в честь Светланова, можно выбирать любую русскую музыку: прославленный маэстро переиграл ее всю. Все подойдет, все свяжется с представлением о всеохватном русском начале - но особенно музыка московского модерна, в которой одновременно слышатся идеалистический XIX век и покончивший с идеалами XX. В программе Лазарева/Березовского мирно соседствовали два москвича - Метнер и Рахманинов, оба - элегические певцы уходящей России. Первый концерт Метнера был закончен в России в 1917 г. ; в интеллигентной, донельзя деликатной форме он отразил переживания той нелегкой эпохи. "Симфонические танцы" Рахманинова явились на свет уже в Америке, и много позже - в 1940 г. , за три года до смерти композитора. Но и в них нет других мыслей, кроме как о далекой родине, о ее печальных поэтах, языческом народе и апокалиптическом будущем. Что редкий опус Метнера, что заигранный до дыр Рахманинова одинаково обязаны московскому модерну, с его душевной широтой, декларативной соприродностью и любовью к затейливому орнаменту.
        Под стать музыке были и исполнители - хотя и каждый по-своему. Александр Лазарев - плоть от плоти человек московской культуры. Это человек прежнего Большого театра, на подмостках которого изысканный модерн с годами накачал мускулы и приобрел помпезные объемы. Дирижерский стиль Лазарева неумеренно броский, предельно эмоциональный. В сравнении с ним Борис Березовский - человек новой формации. Для него забытый модерн - словно воспоминание о дедах и прадедах. Березовский принадлежит к единицам среди современных пианистов, чья манера напоминает аристократически салонный стиль старых мастеров. Его фразировка пластичная, рафинированная. Звук легкий, но не бесплотный. Иногда кажется, что Березовский сознательно расследует секреты ушедшей школы - подобно тому, как аутентисты расследуют звук барочных оркестров. Столь разные личности, как Березовский и Лазарев, сошлись в Первом концерте Метнера в силу ансамблевого чутья и джентльменского согласия. За исключением финала, где быстрый темп заставил поволноваться и музыкантов, и публику, исполнение концерта прошло в духе приятного совместного музицирования.
        В "Симфонических танцах" Рахманинова темперамент Александра Лазарева развернулся вовсю. Не прибегая к дирижерской палочке, он вел оркестр обеими мощными руками, стремясь довести эмоциональный градус до предела и не стыдясь неизбежной суетливости. Московский стиль 80-х явил себя во всю ширь, неведомую старому московскому модерну. Вполне вероятно, Лазарев чувствовал себя наследником Светланова, и не без оснований.
        Сложилось бы совсем хорошо, если бы в руках Лазарева был другой оркестр - бывший светлановский Госоркестр или, по крайней мере, петербургский Заслуженный коллектив. Но Российский национальный оркестр, как ни старался отвечать Лазареву на должном градусе, все никак не получалось. Играли слаженно и внимательно, но словно с удивлением - хотели добиться легкости, но словно буксовали. Лазарев же в ответ дирижировал еще размашистее, а оркестр пугался еще больше. Объяснение складывается из двух половинок: в нынешнем составе оркестра много новых молодых музыкантов (в частности, вся группа деревянных духовых) , чью робость не мог побороть даже такой безукоризненный профессионал, как Лазарев. С другой стороны, РНО в своей основе - коллектив совсем другого типа, воспитанный Михаилом Плетневым. Он лучше понимает строгий жест, ему ближе сдержанная эмоция и опосредованное выражение чувства. Ко всему избыточному РНО тоже привыкает, но привыкает дольше.
        В течение октября за пульт РНО встанут еще два дирижера с мировыми именами - молодой Владимир Юровский (он приедет уже второй раз) и маститый Леонард Слаткин. Планируются новые концерты и с Александром Лазаревым.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков