Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Инопланетяне

Михаил Плетнев сыграл в честь Владимира Горовица

Ведомости / Пятница 10 октября 2003
        Главная проблема музыкальных юбилеев заключается в том, что в честь усопших титанов должны выступать их действующие коллеги по клавиатуре (варианты: смычку, дирижерской палочке, пуантам или костюму Ленского). Неизбежная ситуация сравнения, в которой они оказываются, как правило, не сулит нашим современникам ничего хорошего. Горовица знают многие - кто по телефильмам или дискам, кто помнит его незабываемый приезд в 1986 г. , когда люди всех возрастов сметали контроль и милицию, лезли по водосточным трубам и пытались проникнуть в Большой зал консерватории через крышу. На концерте Плетнева, который состоялся только что в том же самом месте, экстремального поведения никто не демонстрировал, но и свободных мест - ни на сиденьях, ни на ступеньках, ни в проходах - не наблюдалось. Поверх органа висел огромный портрет Горовица, не до конца натянутый и оттого напоминавший детский слюнявчик. А за роялем сидел Плетнев, один из немногих пианистов, чье имя в соседстве с именем Горовица не вызывает чувства неловкости - и этому только способствует то, что по артистической сути Горовиц и Плетнев представляют разные планеты.
        Дело и в разнице между эпохой романтических виртуозов, последним представителем которой был Горовиц, и нынешним мейнстримом в фазе стагнации, который разнообразят немногие пианисты вроде Плетнева. Дело и в разнице школ, и в разнице крови (там - бердичевского, тут - архангельского разлива) , и в непохожем складе души (там - радостно-инфантильном, тут - замкнутом, печальном). Однако в некоторые моменты Плетнев словно напоминал о Горовице: например, в начале второго отделения, когда первая фраза моцартовского Рондо ре мажор прозвучала с такой легкостью и красотой звука, что весь зал разом задохнулся от восторга. Такие моменты возникали и в первом отделении, когда Плетнев играл баховскую Шестую партиту, а за ней - бузониевскую обработку Чаконы.
        И все же сила Плетнева не в естественной легкости, а в той, что достигается через рацио и самоконтроль. Не в свободной простоте, а в продуманности, с которой Бах или Моцарт следуют по плетневской трассе, расчерченной функциональными линиями разметки. Публику Плетнева (возможно, лучшую в Москве) убеждают не репертуарные изыски (программу он и на этот раз выбрал весьма хрестоматийную) , а художественная честность высказывания. Которое повествует о том, что красота не цветет привольным лугом и не всегда лежит рядом - она требует усилий и жертв.
        Приятное, хотя и несколько сырое впечатление оставил камерный состав Российского национального оркестра, помогавший Плетневу в Рондо и ре минорном Концерте Моцарта. В нем была половина новых музыкантов, молодых и внимательных (пришедших на смену тем, кто ушел за длинным рублем в оркестр Владимира Спивакова). Плетнев по мере возможности успевал дирижировать, оркестр же чутко следовал ему повсюду - даже тогда, когда руки шефа были заняты игрой.
        В других городах, через которые пролег гастрольный маршрут, Плетнев исполнял также "Картинки с выставки" Мусоргского и Второй концерт Рахманинова - разумеется, совсем непохоже на Горовица.
        Согласно последним изысканиям, Горовиц родился не в 1904 г. , как значится в энциклопедиях, а на год раньше. Соответственно, мир получил право отпраздновать его столетие уже сейчас. Если сенсацию опровергнут, то через год мы снова с полным правом отпразднуем юбилей великого пианиста и только выиграем от этого. Если, конечно, торжество будет отмечено концертами таких артистов, как Михаил Плетнев.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков