Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Правильное место

Французы сыграли в Театре Гонзаги

Ведомости / Пятница 26 сентября 2003
        Театр Гонзаги стал местом встречи двух амбициозных инициатив. С одной стороны, выступил петербургский фестиваль Early music. За шесть лет он успел стать эксклюзивным представителем мирового аутентичного исполнительства в Петербурге и начал распространять влияние на Москву. Ему уже случалось привозить в камерный зал Большого театра миланский Il giardino armonico и барочный оркестр Фрайбурга. В этом году на музыкальной карте возник Театр Гонзаги - лучшего места для старинной музыки себе не представить.
        Архангельское тоже уверенно поднимает голову. Красоты усадебного парка в нем еще соседствуют с унылым видом давно закрытого дворца, но реставрационные работы ведутся все активнее - и прежде всего в Театре Гонзаги. Театр был построен в 1816 г. по проекту Пьетро Гонзаги, имевшего солидный опыт декоратора в Италии. Для России Театр Гонзаги - единственный в своем роде: он сохранился неизменным, в то время как и Эрмитажный театр в Петербурге, и Останкинский театр в Москве были сильно перестроены. Долгое время исследователи считали, что назначение театра сводилось к показу гонзаговских декораций, сменявшихся под музыку, которую исполнял крепостной оркестр. Однако в последнее время знатоки, и среди них европейский спец по барочным театрам Йен Макинтош, приходят к мнению, что в нем игрались и оперно-балетные представления. А значит, есть все предпосылки к постановке на сцене в Архангельском барочных и классических опер - и в аутентичных, и в современных постановках.
        Оперы - дело будущего, но аутентичная музыка со сцены Театра Гонзаги уже прозвучала. Публике предстала молодая французская группа Le poem harmonique; в Архангельское (а сначала в Петербург) приехали четыре ее участника: меланхоличный руководитель ансамбля Венсан Дюместр, игравший на теорбе и барочной гитаре, темпераментная певица с яркой южной внешностью и свежим приятным сопрано Клер Лефильятр, исполнительница на виолах Кристин Плюбо и ударник Жоэль Грар. Музыка, которую они привезли, была написана в Италии и Испании на 200 лет раньше, чем был построен Театр Гонзаги. Просто и выразительно французы исполняли фрагменты из ранних опер XVII века, песни и инструментальные номера редких авторов (самым известным из них был Монтеверди) , народные танцы, звучавшие под аккомпанемент кастаньет. Музицирование французов было образцом скромности и серьезности, без претензий на виртуозность и внешние эффекты. Не менее приятное впечатление произвела и акустика Театра Гонзаги - звуки голоса и инструментов летели свободно и легко.
        Директор музея-усадьбы Владимир Длугач сказал публике, что концерт не следует считать открытием Театра Гонзаги, а "днем открытых дверей", который должен привлечь к продолжающейся реставрации театра внимание общественности. Однако зал, способный вместить всего около 150 зрителей, не оказался полон. Привлечение аудитории в новое место - задача не менее важная, чем составление качественных программ. Работает стереотип "усадебного концерта": искушенный слушатель сторонится той далекой от аутентизма "старинной музыки", что во множестве играется в подмосковных усадьбах (в том числе и в Архангельском) в теплое туристическое время. Усадебный концерт ансамбля такого уровня, как Le poem harmonique, - первый случай. Второй будет иметь место 2 октября, когда в Театре Гонзаги выступит знаменитый итальянский гамбист Паоло Пандольфо - он сыграет сюиты Баха.
        Продолжение последует только летом (для концертов в холодное время Театр Гонзаги не предназначен). К тому времени работы по реставрации, возможно, закончатся; впрочем, Йен Макинтош советовал не спешить и, самое главное, руководствоваться в реставрации стопроцентно точным аутентичным подходом. Тогда у нас под боком и впрямь окажется жемчужина барокко, которая в полной мере поможет Архангельскому превратиться в архитектурное и музыкальное место европейского значения.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков