Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Барабанная зрелость

Марк Пекарский проведет фестиваль музыки для ударных

Ведомости / Пятница 19 сентября 2003
        Марк Пекарский - один из немногих музыкантов, кто, будучи не представителем рыночной профессии (пианистом, дирижером, скрипачом) , а энтузиастом весьма специфичного дела, стал культурным героем нескольких десятилетий. За его плечами богатая творческая биография: его ансамбль ударных инструментов дал свой первый концерт более четверти века назад, в 1976 г. Сейчас мэтр признается, что не стал бы начинать нового дела, если бы представлял реальное количество трудностей, с которыми придется столкнуться. Например, собирание коллекции инструментов - в нее помимо стандартных академических инструментов сегодня входят десятки разнообразных экзотических. Пекарский покупал их на свои деньги за границей. Выпрашивал, выменивал в России. Сегодня в коллекции есть колокольня, подаренная Софией Губайдулиной, оригинальный набор ударной мелочи, доставшийся от покойного композитора Луиджи Ноно, кубинский барабан, который Фидель Кастро некогда подарил Гагарину, Гагарин - Дворцу пионеров, а Дворец пионеров отдал его Пекарскому за бутылку коньяка. Другая проблема руководителя - удерживать молодежь в ансамбле: даже самые верные ученики порой сдаются и переходят на теплые места в симфонических оркестрах, где им не приходится на собственной спине перевозить инструменты с базы на концерт и обратно.
        С другой стороны, Пекарскому повезло. Его идея, раньше никому не приходившая в голову, - создать ансамбль из одних ударных - родилась и блестяще осуществилась в нужное время. Само развитие музыки требовало создания ударного ансамбля - ритм и тембр стали героями партитур, эмансипировавшись от мелодии, гармонии, традиционных камерных и симфонических форм. Сначала в репертуаре ансамбля был лишь антракт из оперы Шостаковича "Нос", ну и некоторые образцы театральной музыки Прокофьева. Теперь в шкафу у Пекарского сотни произведений, причем их авторами являются такие гранды, как София Губайдулина, Эдисон Денисов, Александр Вустин, Владимир Мартынов.
        Как и многое хорошее, отечественный репертуар ансамбля создавался по бедности: Пекарский обращался к композиторам с дружескими заказами. Зарубежный репертуар пополнялся с миру по нитке: 20 и 10 лет назад копировать партитуры на ксероксе считалось обычным, нимало не зазорным делом.
        Теперь мы повернулись к цивилизации, и проблемы теперь иные: не где скопировать, а где найти деньги на легальное приобретение партитур (впрочем, иногда издательства великодушно идут навстречу). А также - не просто сыграть неизвестную музыку, но сыграть правильно, в точном соответствии с замыслом композитора. А это требует не только мастерства игры и чтения нот, но и знания традиций, приемов - зачастую они передаются из рук доверенных западных исполнителей.
        Поэтому фестиваль "Ударные дни Марка Пекарского", чьи концерты пройдут в Рахманиновском зале консерватории и Культурном центре "Дом", будет носить отчасти культуртрегерский характер - хотя участниками фестиваля станут исполнители, которых Пекарский знает и чтит в первую очередь не как профессионалов, а как артистов. Оба гостя - из Германии. Это Джефф Бер, который преподаст науку исполнения эпохального шедевра Карлхайнца Штокхаузена "Цикл", и перкуссионистка Робин Шулковски, которая столь же авторитетно представит музыку композитора из Южной Африки Кевина Воланса.
        Вместе с тем главная задача фестиваля не образовательная, а художественная. Пекарский - артист и выдумщик до мозга костей, во многом похожий на своего любимого композитора Джона Кейджа. Именно Кейдж и станет центральной персоной фестиваля. В программе "Музыка барабанной молодости папаши Кейджа" ансамбль Пекарского объединит великого авангардиста с его учителем Генри Кауэллом, композиторами-коллегами Лу Хариссоном и Аланом Хованесом. Этот концерт станет встречей двух американских культур - интеллектуально-экспериментальной нью-йоркской и блаженно-медитативной калифорнийской. А в программе "Дилижанс" Кейдж будет попутчиком Франца Шуберта: за этот проект отвечает любимый ученик Пекарского, талантливый во многих областях Андрей Дойников. Завершится фестиваль тоже встречей культур - теперь уже в глобальном измерении. Пекарский, Дойников и их коллеги будут представлять Европу, а за Азию сыграет Иван Алексеев, якутский филолог и исполнитель на хомусе (по-русски - варгане).
        Однако ни интеркультурный характер проектов, ни участие западных артистов наверняка не ослабят, а лишь подчеркнут сугубо российский дух, присущий всем акциям Пекарского. Он не любит моды, не любит модных альянсов с поп-культурой. Он любит исполнительские кунштюки, но презирает эстрадную виртуозность. Он гордится своей экзотической коллекцией, но не менее интересно слушать Пекарского, если он играет на одном маленьком барабанчике. Как в эпоху своей барабанной молодости, так и сейчас, он ценит в партитурах Кейджа, Штокхаузена или Ксенакиса не столько перкуссионные новации, сколько те качества, что делают их опусы "высокой музыкой". Поэтому "Ударные дни Марка Пекарского" обращены не к любителям диковинных тембров и ритмов, а к ценителям той смеси шутовства и серьезности, которая свойственна российской нонконформистской культуре конца прошлого столетия и которой остается все меньше места в деловых буднях современного музыкального бизнеса.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков