Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Старший брат

Фестиваль в Утрехте прошел под знаком Петербурга

Ведомости / Четверг 11 сентября 2003
        Основанный в 1982 г. , Фестиваль ранней музыки в Утрехте считается номером первым в ряду тех, что посвятили себя музыке старых мастеров и ее аутентичному исполнению. На протяжении лет утрехтский фестиваль служил отраслевой догме, обязывающей музыкантов выбирать репертуар от Средневековья до XVIII в. , играть на подлинных инструментах эпохи или на их копиях, а в исполнении руководствоваться трактатами и прочими древними источниками. К этим постулатам добавлялись неписаные: носить рюкзаки и сандалии, презирать мейнстрим, в антракте пить кефир из горлышка, а на сцену выносить такой же эмоциональный драйв, как это делают рок-музыканты. С годами воинственная и трогательная альтернатива стала казаться смешной и архаичной. И утрехтский фестиваль не побоялся, проклевав изнутри свою скорлупу, вступить во взаимодействие с ненавистным мейнстримом, народными традициями и современным актуальным искусством.
        Репертуар захватил XIX в. , в театральные постановки фестиваля стала допускаться современная режиссура, на концертную сцену - саксофоны. Скандалом прошлого фестиваля стало выступление французского пианиста Александра Таро, сыгравшего клавесинные пьесы Рамо на современном "Стейнвее". Догматичные фанатики прокляли Утрехт, но новое руководство во главе с Каспером Фогелом было убеждено, что замкнутая субкультура обречена на утрату лидерской позиции.
        Нынешний фестиваль открылся смелым проектом FOI, выпущенным в копродукции с несколькими институтами современного танца. Бельгийская танцевальная компания Les Ballets C. de la B. объединилась с голландским ансамблем музыкантов Capilla Flamenca, исполняющим музыку XIV в. Духовные и светские композиции эпохи Ars Nova оказались сопряжены с экспрессивным действием, в котором заняты танцоры (не только танцующие и говорящие, но и на удивление чисто поющие) , актеры, черный комик-трансвестит и артист с синдромом Дауна. 27-летний хореограф и режиссер Сиди Ларби Шеркауи придумал насыщенный текстом спектакль, в котором сочетаются душевная исповедальность и телесная натуралистичность, болтовня и насилие, катастрофическое мироощущение и спасительный смех. Чувство современного человека находит веселую и мучительную связь с евангельскими темами и ранней музыкой, с которой словно смыты ее исторические седины: песни раннего Возрождения поются в спектакле свежо и броско, наравне с музыкой народной.
        Между тем, основная программа фестиваля, по традиции, строится из концертов, проходящих в 20 точках города - от современного зала "Фреденбург " до аудиторий в соборах и домах. За 10 фестивальных дней проходит 100 концертов, мастер-классов и лекций, а есть еще и выставка-ярмарка, где можно выбрать любые старинные инструменты, предлагаемые множеством фирм и мастеров. На выставке толкутся музыканты, а простые слушатели (общим числом 50 000) , вооружась расписанием, составляют себе дневное меню и ходят с концерта на концерт вдоль каналов старого города под звон церковного карильона, играющего переложения русской фортепианной музыки.
        Фестиваль - удовольствие для ушей и ума, его события ненавязчиво сгруппированы по темам. В рубрике "Консорт" можно в течение дня сравнить два равно превосходных голландских ансамбля блок-флейт. А в разделе, посвященном фламандскому полифонисту Филиппу Де Монте, услышать, как миланский Concerto italiano сопоставляет его мадригалы с мадригалами Монтеверди, бельгийская Capella Currende спрягает его же с Орландо Лассо, выстраивая мессу из двух авторов, а британская группа Trinity Baroque приводит к нему же в компанию Уильяма Берда. Важно, что все гурманские сравнения обеспечены великолепным качеством музицирования (впрочем, бывают и исключения: Барочный оркестр Штутгарта, например, оказался образцом аутентичной рутины).
        Список топ-имен фестиваля многое скажет знающему любителю: Томас Цеетмайр, Магдалена Кожена, Майкл Чанс, Жерар Лен, Конрад Юнгхенель. Тем важнее, что в этом году вклад в утрехтские традиции внесли и наши.
        Конечно, русское церковное пение во многих его разновидностях знаменито на весь мир, и неудивительно, что в Утрехте в очередной раз имел успех мужской хор Московской патриархии под управлением Анатолия Гринденко. Конечно, фигура Алексея Любимова очень авторитетна, и наш пианист с полным правом исполняет на модельном рояле начала XIX в. не только русскую музыку - Глинку вкупе с работавшими в России композиторами Фильдом и Штейбельтом, но и Бетховена. Но рядом с маститыми исполнителями в Утрехте теперь появились и новые - камерный ансамбль A la russe, пианисты Ольга Тверская и Петр Лаул (играющий "Картинки с выставки" Мусоргского на историческом "Бехштейне") , трио BaRockers и другие молодые русские, выступающих в маленьких залах в рамках фриндж-программы.
        Утрехтский фестиваль ищет новые имена и новый репертуар - в России все это есть. Петербургский ансамбль Musica Petropolitana привез недавно найденную музыку Антона Тица, личного скрипача Екатерины. А премьера комической оперы "Мнимые философы" Джованни Паизиелло - знаменитого итальянца, тоже работавшего при екатерининском дворе, - стала результатом копродукции Утрехта с "младшим братом" - Фестивалем старинной музыки в Санкт-Петербурге. По театральной части постановка вышла заурядной и безликой. Зато русские певцы (Елена Горшунова и Владимир Тюльпанов, молодые солисты Мариинского театра) , поработав вместе с голландскими коллегами под руководством дирижера Эдуардо Лопеса Бансо, добились изящного и стилистически точного результата. Оркестр Екатерины Великой, состоящий из молодых музыкантов (струнники - русские, духовики - голландцы) , оставил самое приятное впечатление, сыграв терпко, весело, со вкусом и мастерством. В конце сентября, когда в Петербурге начнется фестиваль, опера Паизиелло будет исполнена на сцене Эрмитажного театра.
        Обретению младшего брата в Утрехте очень радуются, и возрастная разница тут только на руку обоим. Если голландцы давно уже превратили раннюю музыку в полноправный сектор музыкального рынка и теперь стремятся выйти за его границы, то русские еще на пути к тому, чтобы утвердить свою практику в сознании общества. Русские, влюбленные в чистые контуры своего нового дела, несут здоровый молодежный догматизм - и он тоже оказывается свежим ветром, дующим в сторону умудренного старшего брата.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков