Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Песни странствующего подмастерья

"Геликон-опера" готовится к походной жизни

Ведомости / Четверг 28 августа 2003
        Последние годы режиссер Дмитрий Бертман так проектирует спектакли своего театра, чтобы они умещались и на пятачке с тремя колоннами в бывшем Доме медика, и распрастывались на сцене во французском Монпелье, которая чуть ли не больше Кремлевского дворца съездов. Театр "Геликон-опера" востребован от Испании до Китая и гастролирует активно, иногда поднимаясь до фестивалей той весовой категории, в которой выступают, к примеру, Риккардо Мути или Валерий Гергиев.
        В Москве спектакль "Геликон-оперы" смотрят двести человек, в Европе (или в Азии) - до полутора тысяч. Но скоро в глубинах двора на Большой Никитской начнется строительство нового зала, который станет основным залом театра и вместит некое промежуточное количество зрителей - около 600 человек. Новое здание заложат будущим летом, а к лету 2005 г. закончат - если не будет перебоев с финансированием со стороны московских властей. Тогда "Геликон-опера" получит профессиональную площадку, на которой сможет реализовать свои растущие амбиции.
        Можно отнестись к этой перспективе с опасением: вдруг разрушится обаяние маленького зальчика, где зрители сидят на расстоянии протянутой руки от оркестрантов, в тесноте, но не в обиде. Однако в течение нескольких последних сезонов в "Геликоне" стали появляться спектакли, творческий масштаб которых явно перерос самодельную сцену. Это сложные оперы ХХ в. - Шостаковича, Альбана Берга, Леоша Яначека. Столь серьезные вехи будут вбиваться и дальше наряду с более привычными озорными перелицовками классических оперных текстов.
        В начале своего 14-го сезона "Геликон" выберется на Ленинский проспект, в зал "Академический", где покажет как раз лучшую из таких перелицовок - "Кармен" Бизе, а затем у себя дома - последнюю и весьма капитальную премьеру - "Средство Макропулоса" Яначека; несколькими представлениями этого философского детектива продирижирует Геннадий Рождественский. Под Новый год ожидается премьера - развлекательный спектакль "Гершвин-гала", который заменит несостоявшуюся премьеру оперы Гершвина "Порги и Бесс": к сожалению, певцы "Геликона" относятся к белой расе, а права на зарубежные представления гершвиновского шедевра предоставляются только чернокожим исполнителям.
        Во второй половине сезона прозвучит очередная важная партитура ХХ в. - "Диалоги кармелиток" Франсиса Пуленка. И моноопера того же композитора "Голос человеческий" по знаменитой пьесе Жана Кокто, выбранная в расчете на приму театра Елену Вознесенскую. Еще театр поставит раннюю комическую оперу Вагнера "Запрет любви", но когда и на какой площадке - неизвестно.
        В ожидании реконструкции прежней сцены и строительства новой "Геликон" осваивает разные временные площадки, где лишенная дома труппа могла бы жить и репетировать. В ходе сезона компания даст несколько выступлений в Доме музыки на Красных Холмах, примет участие в фестивале "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее, съездит на несколько гастролей, запишет ряд спектаклей на DVD (один - "Петр Великий" Гретри - уже записан). А затем начнется походно-гастрольная жизнь, которая, однако, будет наполнена новыми проектами даже в большей степени, чем нынешняя стационарная. Дмитрий Бертман и его труппа (включая хор и оркестр) осуществят несколько постановок на фестивалях в Монпелье, Сантандере и других городах Франции и Испании. Совместными силами "Геликона" и европейских артистов там будут поставлены оперы "Каменный гость" Даргомыжского, "Соловей" Стравинского, "Скрипка Ротшильда" Флейшмана, "Милосердие Тита" Моцарта, "Редкая вещь" Мартина-и-Солеры, а также "Набукко" Верди и даже "Норма" Беллини с участием мировой звезды Марии Гулегиной. Москва этих спектаклей не увидит - до тех пор пока театр не обретет большую сцену и достаточно средств, чтобы перенести самые удачные из них в московский репертуар.
        Все эти спектакли-копродукции поставит Дмитрий Бертман, который успевает работать и в других театрах - от Торонто до Риги - и чей рост как постановщика очевиден по московским работам. Оставаясь театром режиссера, "Геликон-опера" не скидывает со счетов сотрудничество с крупными музыкантами. Геннадий Рождественский был первым дирижером с мировым именем, кто осуществил в "Геликоне" свою постановку. В сезоне за пультом появятся и главный дирижер театра, артистичный Владимир Понькин, и темпераментный Сергей Стадлер, и подающий надежды Теодор Курентзис. Руководство театра обещает, что на открытии нового зала будет дирижировать шеф Ла Скала Риккардо Мути.
        Активность, мобильность и приспособляемость к условиям выгодно отличают "Геликон" от московских коллег. Он на равных конкурирует с имеющим давние профессиональные традиции музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко (где тоже строится новая сцена) и всяко превосходит технически оснащенную "Новую оперу", впавшую в творческое бездействие и сохранившую вкус только к сдаче площадей в аренду. Если стройка и скитания пойдут на благо перспективной труппе, "Геликон" через несколько лет сможет стать второй по значению - после Большого театра - оперной компанией Москвы.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков