Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В опасной близости к жизни

Прошла ретроспектива советской киномузыки

Ведомости / Вторник 16 марта 2004
Концерт в Большом зале Консерватории распался на две половины. И если во второй впору было улыбаться и расслабленно подпевать знакомым мелодиям, то первая могла тягаться с любой из серьезных классических программ. Федосеев сыграл две совершенно непохожие симфонические партитуры, когда-то возникшие в недрах фильмов, а потом обретшие и самостоятельную жизнь - "Подросток" Бориса Чайковского и "Время, вперед" Георгия Свиридова.
Борис Чайковский (1925 - 1996) до сих пор остается недооцененной фигурой, хотя многие серьезные музыканты, и Владимир Федосеев в их числе, считают его одним из крупнейших композиторов недавней эпохи. Как и многие другие, он создал немало прикладной киномузыки, в том числе веселые номера к "Женитьбе Бальзаминова", прозвучавшие во втором отделении, но музыка к телефильму "Подросток" (1984, экранизация романа Достоевского) выделяется из этого ряда и тянет на полноценную симфоническую поэму. Она под стать программным романтическим полотнам XIX века вроде "Гарольда в Италии" Берлиоза и содержит нечто вроде лирического сюжета - историю души молодого героя. В оркестре солирует странный, немного сдавленный голос старинной виолы д'амур, которой отвечает тоже старинная блок-флейта. При этом никаких культурологических игр с историей (мимо них никак не прошел бы его коллега Альфред Шнитке) композитор не затевает. Борис Чайковский предельно чисто высказывается от первого лица, вспоминая все лучшее в высоком романтизме и простосердечном романсе, что можно соединить друг с другом. Необычный хилый тембр старинного инструмента нужен ему лишь для того, что сделать своего героя беззащитным, не от мира сего. С миром он находится не в борьбе, а в лирическом единстве, внутреннее же свое спасение видит в том, чтобы бесконечно длить мелодию душевного монолога - и тут редкий мелодический дар композитора выигрывает ситуацию.
Полной противоположностью интеллигентскому лиризму 80-х была музыка предшествующей эпохи - сюита из музыки Георгия Свиридова к фильму Михаила Швейцера "Время, вперед! ", отмеченная суровыми чертами стиля 60-х гг. Ключевые номера сюиты "Марш" и сама титульная пьеса, как ни странно, тоже отличаются высоким лиризмом. Но эта лирика несет восторг слияния с коллективной душой молодого поколения. Донельзя лапидарная и физически страшная, музыка Свиридова и сейчас поражает минималистской мощью. Душа этой музыки тоже в единстве с миром, но в единстве героическом - она радостно и добровольно бросается в бег времени. И это чувство, сильное и пугающее, современному слушателю федосеевской программы тоже пришлось пережить. Как и другое - актуальное чувство официозности, которая приобрела свиридовская музыка, будучи узурпирована телепрограммой "Время".
Второе отделение было отдано популярным номерам из кинофильмов - с Ларисой Голубкиной и Алексеем Петренко в качестве солистов, с театральными улыбками и подпеванием зала. В этой части программы всех побил Исаак Дунаевский - и Льва Солина ( "Иркутская история") , и Тихона Хренникова ( "Гусарская баллада") , и даже Дмитрия Шостаковича ( "Овод"). Бесконечно талантливая травестия классики, которую Дунаевский на разные лады устраивает в увертюре к "Детям капитана Гранта" или вальсе из "Светлого пути" - системное выражение безоблачной сталинской эпохи. Оно стало знаком еще одной культурной страницы в этой необъявленной ретроспективе советской музыки Владимира Федосеева.
Участники концерта попрощались с публикой песней Дунаевского "Дорогие мои москвичи" из репертуара Леонида Утесова. По злой иронии судьбы в те минуты, когда со сцены неслись слова "Ярче блещут кремлевских рубинов лучи", в двухстах метрах от консерватории начинал гореть Манеж. Жизнь словно мстила искусству: Борису Чайковскому - за невнимание к себе, Свиридову - за поэтизацию, Дунаевскому - за превращение в сказку.

Современные русские композиторы: Георгий Свиридов
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков