Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Третий лишний

Новый спектакль по опере Пуччини не удержал марки двух предыдущих

Ведомости / Понедельник 16 февраля 2004
С операми Пуччини театру до сих пор везло - их постановки пользуются признанием и у публики, и в профессиональной среде. Восемь лет назад событием стала "Богема" в постановке Александра Тителя (дирижировал Вольф Горелик) , а недавно успех сопутствовал "Мадам Баттерфлай", которую поставила ученица Тителя Людмила Налетова (дирижировал Ара Карапетян). Оба спектакля получили "Золотые маски"; персональными "Масками" оба раза была награждена прима театра Ольга Гурякова. Ну что ж, значит, надо ставить "Тоску".
Ольги Гуряковой в новом спектакле нет: то ли она занята международной карьерой, то ли партия Тоски ей не по голосу. Кто же новая прима? В премьерном составе была занята Ирина Ващенко. Поначалу казалось, что эта статная артистка с хорошим голосом способна на многое. Но во втором акте начались проблемы с верхами, конец арии вышел скомканным - да и вся роль получилась однообразной, выстроенной на двух-трех красках: подобие любви, подобие ревности, внешнее беспокойство при полной внутренней неразбуженности. Ее любовника пел вечно инфантильный Михаил Урусов, щеголявший исправными верхними нотами и удручавший неприятным тембром в других частях диапазона. Партию страстного злодея Скарпиа устало и ровно провел премьер-баритон театра Евгений Поликанин - его неистребимое опереточное благодушие никак не способствовало проявлениям драматического темперамента.
Дирижера Ары Карапетяна, в последние годы сделавшего в театре немало живых и мастерских работ, в "Тоске" тоже не было: то ли он занят на мюзикле "12 стульев", то ли надо было уступить очередь ветерану театра Вольфу Горелику. Однако высоты, достигнутые опытным маэстро восемь лет назад в "Богеме", остались позади. Оркестр играл аккуратно (если счесть за случайность скандал с валторнами в начале третьего акта) , кое-где показывая даже мощный звук. Но пиковые кульминации остались недотянутыми. Не были воплощены и прозрачные пейзажные звучности.
Осталось надеяться на режиссера Людмилу Налетову и работающую с ней в тандеме художницу Елену Степанову. Именно они обязаны были выручить руководителя оперной труппы Александра Тителя - режиссера, которого преследует полоса неудач. Судя по предыдущей постановке, "Мадам Баттерфлай", Налетова - режиссер не авторского, а твердого профессионального типа; но такие тоже крайне нужны оперной сцене. Оказалось, надеялись мы зря: постановка и сценография "Тоски" - самое слабое место спектакля. Все как у людей, только серо, монотонно, без выдумки (пара невнятных "режиссерских ходов" не в счет) и без настоящей работы с артистами.
Смотришь, слушаешь и диву даешься: весь художественный организм театра напоминает старую советскую машину, которая когда-то исправно бегала, а теперь, газуй не газуй, не может выдать больше 70 км/ч. Налицо признаки репертуарной труппы - творческий застой и неизжитая бюрократия. Когда в музыкальном спектакле буксуют постановщик, дирижер и все три главных солиста - кризис труппы очевиден. В труппе должны быть хотя бы опытные "компримарио" - исполнители маленьких ролей. Это отдельная профессия, но в "Тоске" ряд вспомогательных партий доверен молодежи и стажерам (правда, неплохо проявил себя Дмитрий Кондратков - Ризничий).
Видимо, разговор о реформе труппы должен зайти несколько позже - когда театр распакует чемоданы и въедет на собственную, по последнему слову техники оборудованную сцену. Но факт остается фактом - "Тоска", сделанная на волне постановок театра, увенчанных "Золотыми масками", вряд ли даже попадет в конкурсную афишу следующего фестиваля.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков