Театральная критикаТретий лишнийНовый спектакль по опере Пуччини не удержал марки двух предыдущихВедомости / Понедельник 16 февраля 2004 С операми Пуччини театру до сих пор везло - их постановки пользуются признанием и у публики, и в профессиональной среде. Восемь лет назад событием стала "Богема" в постановке Александра Тителя (дирижировал Вольф Горелик) , а недавно успех сопутствовал "Мадам Баттерфлай", которую поставила ученица Тителя Людмила Налетова (дирижировал Ара Карапетян). Оба спектакля получили "Золотые маски"; персональными "Масками" оба раза была награждена прима театра Ольга Гурякова. Ну что ж, значит, надо ставить "Тоску". Ольги Гуряковой в новом спектакле нет: то ли она занята международной карьерой, то ли партия Тоски ей не по голосу. Кто же новая прима? В премьерном составе была занята Ирина Ващенко. Поначалу казалось, что эта статная артистка с хорошим голосом способна на многое. Но во втором акте начались проблемы с верхами, конец арии вышел скомканным - да и вся роль получилась однообразной, выстроенной на двух-трех красках: подобие любви, подобие ревности, внешнее беспокойство при полной внутренней неразбуженности. Ее любовника пел вечно инфантильный Михаил Урусов, щеголявший исправными верхними нотами и удручавший неприятным тембром в других частях диапазона. Партию страстного злодея Скарпиа устало и ровно провел премьер-баритон театра Евгений Поликанин - его неистребимое опереточное благодушие никак не способствовало проявлениям драматического темперамента. Дирижера Ары Карапетяна, в последние годы сделавшего в театре немало живых и мастерских работ, в "Тоске" тоже не было: то ли он занят на мюзикле "12 стульев", то ли надо было уступить очередь ветерану театра Вольфу Горелику. Однако высоты, достигнутые опытным маэстро восемь лет назад в "Богеме", остались позади. Оркестр играл аккуратно (если счесть за случайность скандал с валторнами в начале третьего акта) , кое-где показывая даже мощный звук. Но пиковые кульминации остались недотянутыми. Не были воплощены и прозрачные пейзажные звучности. Осталось надеяться на режиссера Людмилу Налетову и работающую с ней в тандеме художницу Елену Степанову. Именно они обязаны были выручить руководителя оперной труппы Александра Тителя - режиссера, которого преследует полоса неудач. Судя по предыдущей постановке, "Мадам Баттерфлай", Налетова - режиссер не авторского, а твердого профессионального типа; но такие тоже крайне нужны оперной сцене. Оказалось, надеялись мы зря: постановка и сценография "Тоски" - самое слабое место спектакля. Все как у людей, только серо, монотонно, без выдумки (пара невнятных "режиссерских ходов" не в счет) и без настоящей работы с артистами. Смотришь, слушаешь и диву даешься: весь художественный организм театра напоминает старую советскую машину, которая когда-то исправно бегала, а теперь, газуй не газуй, не может выдать больше 70 км/ч. Налицо признаки репертуарной труппы - творческий застой и неизжитая бюрократия. Когда в музыкальном спектакле буксуют постановщик, дирижер и все три главных солиста - кризис труппы очевиден. В труппе должны быть хотя бы опытные "компримарио" - исполнители маленьких ролей. Это отдельная профессия, но в "Тоске" ряд вспомогательных партий доверен молодежи и стажерам (правда, неплохо проявил себя Дмитрий Кондратков - Ризничий). Видимо, разговор о реформе труппы должен зайти несколько позже - когда театр распакует чемоданы и въедет на собственную, по последнему слову техники оборудованную сцену. Но факт остается фактом - "Тоска", сделанная на волне постановок театра, увенчанных "Золотыми масками", вряд ли даже попадет в конкурсную афишу следующего фестиваля. |