Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Гергиев отомстил Нижинскому за Вагнера

Мариинский театр выбыл из конкурса "Золотой маски"

Ведомости / Четверг 29 января 2004
Как заведено, фестиваль "Золотая маска" ежегодно проходит в Москве в конце марта - начале апреля. Список спектаклей, допущенных экспертным советом к участию в конкурсе, оргкомитет объявляет в декабре. Одни театры только этого и ждут - они готовы играть свои спектакли в Москве в любые дни и часы, только бы участвовать в столь престижном конкурсе. С другими театрами, кто более востребован и планирует свой репертуар заранее, порой возникают сложности. С Мариинским театром - всегда. Как ни устойчив был миф об импровизационном стиле Валерия Гергиева, уж зарубежные-то гастроли театр планирует на два-три года вперед. Не раз из-за их плотного графика мариинские спектакли выбывали из афиши "Маски", ослабляя конкурс в целом. Не раз, нарушая регламент премии, жюри садилось в поезд и ехало в Петербург, чтобы потом объявить московскому зрителю о победе спектакля, который он, зритель, в рамках московского фестиваля видеть не мог.
Экспертный совет "Маски-2004" отобрал в конкурс две оперные работы Мариинского театра: тетралогию Вагнера "Кольцо нибелунга" (цикл, состоящий из четырех спектаклей и идущий на протяжении шести дней) и "Чародейку" Чайковского, а также балеты: "Весну священную" и "Свадебку" в раритетных постановках Нижинского и "Этюды" Ландера. Сразу стало ясно, что самую принципиальную работу - "Кольцо" - ни в дни фестиваля, ни до него Мариинка в Москву привезти не сможет. Остальные спектакли - может быть: для них "Маска" зарезервировала дни в Большом театре в конце февраля. Не сразу выяснилось, что в Москву не приедет ничего, однако Мариинка все-таки согласилась принять выездное жюри и запланировала "Чародейку" и балеты в Питере.
Что касается "Кольца", то оно, вращаемое Гергиевым, тем временем преодолело рубежи пространств и культур и предстало перед публикой в Баден-Бадене. "Ведомости" уже писали о грандиозном успехе, который снискала русская труппа, представившая весьма необычную трактовку вагнеровского цикла на родине композитора. Вдохновленный успехом, Гергиев решил развить идею "выездного жюри" и предложил "Золотой маске" организовать поездку в Баден-Баденвсего кворума на второе представление тетралогии. Хотя подобный выезд был бы уж просто вопиющим нарушением регламента премии, он смотрелся бы эффектно: 15 видных деятелей российского театра вдруг на неделю снимаются с места и стройными рядами едут (за счет "Маски", естественно) созерцать триумф Мариинского театра в Германии. Такой жест Гергиев, которого всегда задевает недооцененность на родине международных успехов Мариинки, оценил бы. Но "Золотая маска" подыграть этой гениальной импровизации не смогла или не захотела. Итог таков - победоносно завершив (в отсутствие жюри) второе представление тетралогии, Гергиев передал в Петербург: ах, не приехали? Пусть пеняют на себя. В фестивале вообще не участвуем: ни "Чародейки" им, ни балетов.
Амбиции больших мастеров - дело знакомое. С разных конкурсов отзывали свои работы Сокуров, Михалков, Галина Волчек. Но есть и объективная проблема: регламент "Золотой маски", согласно которому конкурсная афиша определяется за три месяца до фестиваля, уже давно входит в противоречие с практикой долгосрочного планирования гастролей. Чем более наши театры будут включены в международную гастрольную систему, тем труднее станет "Маске" выдерживать полноценный конкурсный список. Выход - планировать гастроли в Москве заблаговременно, задолго до решения экспертов и как бы независимо от него. Но гастролям за рубежом все равно придается большее значение, чем самым престижным выступлениям в Москве.
Большому театру, чей гастрольный график пока не слишком плотен, проще - все его спектакли, отобранные в декабре, в фестивальную афишу попали. И именно они (прежде всего опера "Похождения повесы" и балет "Светлый ручей") теперь являются главными претендентами на "Золотые маски".
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков