Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Кухонный журнал

Фестиваль камерной музыки "Возвращение"

Ведомости / Среда 14 января 2004
Каждый январь преданный ценитель академической музыки, немного отдохнув после изнурительного декабрьского марафона, вновь собирается в Консерватории - собирается, полный приятных, светлых предчувствий. На смену звездам, остервенело оккупировавшим декабрь, в январе появляются молодые музыканты - улыбчивые, свои, при этом мастеровитые и эрудированные. Фестиваль "Возвращение" был придуман скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым - они и по сей день являются его художественными руководителями. Идея фестиваля заявлена в названии: основной состав участников - музыканты, перебравшиеся в Европу учиться и работать. Каждый январь они возвращаются, чтобы поиграть вместе, как в былые студенческие годы. Правда, год за годом этот принцип все более размывается - некоторые "возвращенцы" успели вернуться совсем, вместе с ними на сцену выходят их друзья, из России не уезжавшие, или, наоборот, друзья-иностранцы, обретенные вдалеке.
Другой принцип фестиваля - оригинальные программы, много редкой музыки, новинок. За семь фестивалей ни одно сочинение не игралось дважды. В основе программного проектирования - концептуальный подход. Каждая программа объединена общей темой. В этом году тем было три. Первая - Musica politica: тут звучали опусы, каким-то боком привязанные к политической тематике, от Скрипичной сонаты Пуленка, посвященной памяти павшего за свободу Габриэля Гарсиа Лорки, до памфлета Coming Together американского левака-авангардиста Фредерика Ржевского. Вторая тема - "Боги": от ветхозаветного "Элохима" итальянского эзотерика Джачинто Шелси до ортодоксально католических "Взглядов на лик Иисуса Младенца" французского классика ХХ в. Оливье Мессиана. Третья тема, "Лебединые песни", собрала поздние и даже предсмертные композиции классиков разных эпох, от Франсуа Куперена до Петра Ильича Чайковского. Понятно, что музыканты хотят играть не только те произведения, которые укладываются в прокрустово ложе тем, поэтому венчает фестиваль Концерт по заявкам, где соединяется все, что попало. Однако шлягеров нет и здесь: кто когда-нибудь слышал, например, Трио Бетховена для двух гобоев и английского рожка? Или альтовые пьесы Фрэнка Бриджа, учителя Бриттена? Или популярное оркестровое скерцо Поля Дюка "Ученик чародея" в переложении для двух фортепиано? На закуску всегда исполняется что-то веселое; на этот раз "Кухонный журнал", балет Богуслава Мартину в джазовом стиле.
Несмотря на новизну репертуара, постоянный слушатель фестиваля "Возвращение" испытывает скорее радость узнавания. Он узнает симпатичные лица музыкантов, круг которых из года в год мало обновляется. Он узнает и лица всех прочих слушателей в зале, хотя зал, как правило, набит. За семь лет существования фестиваль "Возвращение" привык вариться в собственном соку. Тогда, семь лет назад, казалось, что молодые музыканты, выступив стройными рядами, потеснят старшее поколение и филармоническая афиша заблестит новыми именами. Однако с тех пор на афишах прочно поселилось имя разве что одного из "возвращенцев" - классного и очень талантливого виолончелиста Бориса Андрианова. Другие все еще остаются в тени, хотя у некоторых карьера более или менее успешно строится на Западе. В России же старшее поколение позиций не сдает, оставляя молодым всего лишь ряд ниш, одной из которых и является фестиваль "Возвращение". В ряду других молодежных музыкальных инициатив "Возвращение" выделяется яркой идеей, которая, при всей своей яркости, развивается слишком медленно, чтобы превратиться в фактор отечественной музыкальной жизни.
Организаторы это, конечно, понимают и стараются время от времени расширять поле деятельности - устраивают другие проекты, выпускают диски. Как раз в этом сезоне в Доме музыки заработал постоянный абонемент камерной музыки "Возвращение". Возможно, преодолев трудности старта, именно он застолбит новое поколение на московской сцене.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков