Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ростроповичу грозит второе изгнание из России

27 марта Мстиславу Ростроповичу исполняется 70 лет. В этот день в Париже, в Театре Елисейских полей, состоится торжественный концерт, на который приглашен весь бомонд мира, а в качестве участников значатся Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Гидон Кремер, Жан-Пьер Рампаль, Юрий Башмет и Владимир Спиваков. Концерт входит в программу мирового юбилейного турне Ростроповича с Лондонским симфоническим оркестром. Однако ни Москва, ни Петербург в его маршрут не входят.

КоммерсантЪ / Суббота 22 марта 1997
Увы, это не рецензия -- ее писать не на что. Концерты Ростроповича в России не состоятся, хотя и планировались. После парижского концерта Ростропович должен был приехать к нам вместе с Лондонским симфоническим оркестром, играть на виолончели, а свое пребывание за дирижерским пультом разделить с самим Сейджи Озава. Два концерта в Москве и один в Петербурге намечались на последние дни марта, а 1 апреля музыканта ждали уже в Бостоне.
На организацию российских концертов великого земляка было выделено $1,2 млн бюджетных денег -- из средств мэрий обеих столиц, а также Министерства культуры. По мнению опытных организаторов концертов, эта смета была завышена едва ли не в пять раз, и львиная доля должна была отойти многочисленным организациям, бравшимся поучаствовать в подготовке юбилея. Стала подниматься волна возмущения, особенно со стороны директоров оркестров, руководивших этой осенью восстанием неоплачиваемой культуры. В этой ситуации Ростропович мужественно отказался отметить свой юбилей на родине. В интервью газете "Московские новости" он сказал, что не может тратить на себя "деньги для библиотек, детских театров, молодых художников".
Трудно предположить, что невостребованные деньги пойдут именно по этим адресам. Но факт остается фактом -- обе столицы остались без юбилейных концертов. Можно было бы, конечно, провести их и без лондонского оркестра, предоставив Ростроповичу отечественные силы. Однако в оставшиеся свободные дни нет времени для репетиций. Есть и другая причина -- ни один из ведущих московских оркестров просто не хочет видеть Ростроповича за своим пультом -- ни светлановский, ни плетневский, ни федосеевский. Не было долгим его сотрудничество и с молодежным оркестром Марка Горенштейна, который год назад играл с Ростроповичем в пользу храма Христа Спасителя. Правда, по неподтвержденной информации, к Ростроповичу обратился молодой и честолюбивый оркестр ТВ-6 (именно его руководство уже успело заказать партитуру Кшиштофу Пендерецкому). Однако речь шла именно о 28 марта, а на это число в Большом зале запланирован концерт Евгения Светланова. План (если он был) сорвался: руководство ТВ-6 не захотело портить отношений с Госоркестром, тем более что главный дирижер оркестра ТВ-6 Александр Ведерников одновременно является ассистентом Светланова.
С Большим театром Ростропович рассорился, с Мариинским его сотрудничество не завязалось; свою ближайшую российскую театральную премьеру маэстро осуществит в 1999 году в Самаре -- там будет поставлена опера "Иван Грозный" Сергея Слонимского. Таким образом, единственным крупным оплотом Ростроповича в столицах остается петербургский оркестр Юрия Темирканова, с которым прошедшей зимой он провел крупный фестиваль музыки Шостаковича. Вполне естественно, что от этого альянса устали и оркестр, и слушатели. Поэтому никаких планов нет, хотя день 31 марта в питерской филармонии остался свободен.
А в Париже в празднике участвуют два главных парижских оркестра -- Национальный оркестр Франции и оркестр De Paris, а также признанные солисты мира. Специальное произведение для юбиляра написал Родион Щедрин. На концерт на Елисейских полях смогут попасть только обладатели пригласительных билетов, и сейчас творится нечто несусветное -- мест в театре всего тысяча, а приглашений разослано на четыре. Не менее интересная, почти детективная история разворачивается сейчас во французском посольстве в Москве: там потеряны приглашения (виза плюс квиток на концерт и банкет от мадам Ширак) для русских друзей, в том числе Лужкова, Чубайса и даже Давида Смелянского, занимающегося делами Ростроповича в России. Целы, как ни странно, только два приглашения для друзей-музыковедов. Будем надеяться, и другие отыщутся.
Странный характер носит это "второе изгнание" из России знаменитого артиста. Верхам он любезен, публике как будто тоже, а музыкантам -- нет. В Москве Ростропович появится 20 мая -- в Георгиевском зале Кремля он получит очередную награду, но играть не будет. И все же, пусть не Россия, а другая страна СНГ докажет, что не везде себялюбивые музыкальные силы поведут себя в отношении Ростроповича иначе, чем высшие эшелоны власти. Выдающийся музыкант отпразднует свой день рождения в Баку, городе, где родился (хотя и вырос в Оренбурге) и куда теперь приглашен лично президентом Гейдаром Алиевым. 2 мая Ростроповича ожидают Азербайджанский симфонический оркестр, процессии, дирижабли и километровые пиршественные столы. В его честь назовут улицу, назначат именные стипендии. Само собой, праздник 1 мая бакинской администрации придется отметить скромнее. А 2 мая все будут счастливы, особенно одаренные азербайджанские дети, работники библиотек и молодые художники.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков