Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Воскресение Лазаря

Умер Эдисон Денисов

КоммерсантЪ / Вторник 26 ноября 1996
"В этом сочинении состав 'Лунного Пьеро' оно было написано для фестиваля в Загребе взят" -- попробуйте разобраться в грамматике этой фразы, представляющей между тем типичный образец устной речи Денисова и его автокомментариев перед концертами. Наверное, мы будем вспоминать Эдисона Васильевича именно таким -- быстрым, точным, конкретным, категоричным. Свою несгибаемую волю и четкое знание целей, сибирское упорство и математические мозги (на путь профессионального музыканта Денисов встал уже обладателем диплома по функциональному анализу) он сделал оружием общего дела советского авангарда 60-80-х. Благословленный Шостаковичем и обученный Шебалиным, Денисов был всем обязан самому себе. Ему обязана эпоха.
Именно Денисов вывел новую советскую музыку в мир; за ним уже шли другие. Исполнение "Солнца инков" в Дармштадте в 1965 году, как и нелегальные публикации на Западе аналитических статей и манифестов поколения ("Новая техника -- это не мода"), стали началом процесса, остановить который было невозможно. Своей последовательной политикой Денисов по существу сформировал новый альтернативный официоз; когда занавес рухнул, все было уже готово -- идеология, иерархия, критерии, школа. Но в музыке самого Денисова, при всем рационализме техники и тактики, всегда присутствовала подспудная, исконно русская сентиментальность, даже певучесть (Глинка был его любимым композитором наравне с Моцартом). Она является нам не только в мелодии из фильма "Безымянная звезда" (когда было надо, Денисов умел делать и такое), но проступает и сквозь плетения самых абстрактных построений. Его музыка иногда предпочитала быть глухой к чуждому.
Два года назад Денисов попал в тяжелейшую автокатастрофу. Говорят, водитель встречной машины, отделавшийся легкими ушибами, утверждал, что пострадавший ехал с открытым капотом, а Денисов, лежа в глубоком шоке, открыл глаза и четко произнес: "Капот открылся от удара", -- после чего надолго потерял сознание. В его сочинениях, созданных после невероятного исцеления, за автоматическим повторением знакомых формул слышится ощущение иного мира -- подобное было у позднего Шостаковича. В эти годы Денисов и сам совершил чудо воскрешения, дописав ораторию Шуберта "Лазарь", брошенную на полдороге отчаявшимся мальчишкой. Он демонстрировал эту запись в Москве, в зале, битком набитом музыкантами всех поколений, -- таким было его последнее появление среди нас. А в минувшее воскресенье снова звучали денисовские премьеры. Играл пианист Дубов, играл Ансамбль современной музыки, основанный шесть лет назад самим композитором. В эти часы его уже не было в живых.
Не будем приписывать провидению символических жестов. Музыка Денисова звучит -- и этого достаточно.

Современные русские композиторы: Эдисон Денисов
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков