Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Партия классиков на сукне вечности

Как и выставка, концертная программа "Декабрьских вечеров" называется "Посвящение Шостаковичу". Однако идея концертов противоположна идее выставки: если в экспозиции Шостакович вписан в современную ему эпоху, то концепция музыкального цикла стремится отнести его к вечности.

КоммерсантЪ / Четверг 05 декабря 1996
В этом году Святослав Рихтер и Ирина Антонова были удостоены Государственной премии за "Декабрьские вечера", проходящие в Пушкинском музее начиная с 1981 года. Уже несколько лет Рихтер в них участия не принимает, но остается их художественным руководителем. Одним из экспонатов нынешней выставки является факс от Рихтера, напутствующий фестиваль. Идея почтить Шостаковича в этом году тоже принадлежала великому пианисту, возможно, не знающему, что тем самым в московском сезоне "Вечера" становятся пятым или шестым фестивалем, посвященным одной и той же теме. С каждым фестивалем становится все острее неизбежно возникающий вопрос: а в силах ли публика, хоть и в юбилейном году, беспрерывно слушать Шостаковича, Шостаковича и снова Шостаковича?
За этим вопросом стоит другой: пережила ли музыка Шостаковича свое трагическое время или она ему принадлежит? Несомненно, и то и другое. Выставка в силу жанра представляет Шостаковича в контексте эпохи, при этом стараясь не впадать в дежурный трагизм: символом экспозиции можно посчитать рабочий стол композитора, предметы на котором образуют чуть ли не идиллическую гармонию. Концертная часть выходит из положения другим способом. Половина программ -- только Шостакович, но в них есть редкости: например, фрагмент из неосуществленной оперы "Черный монах", раннее Трио, японский вокальный цикл, фортепианные Прелюдии op. 34 (хрестоматийный педагогический, но не концертный репертуар). Кроме того, в дополнение к замыслу Рихтера куратор музыкальной программы Инна Прус образовала Шостаковичу пары -- с Моцартом, Бетховеном, Гайдном и Брамсом, поместив его тем самым в контекст вечности. Правда, подобное решение нашли и организаторы других фестивалей памяти гения, например, филармония. Но "Декабрьские вечера" предлагают свои тонкости -- так, цитаты из "Лунной" и "Крейцеровой" сонат Бетховена в Альтовой сонате Шостаковича должны приобрести особый вес после исполнения самих источников цитат. Концепцию подчеркивает и задник сцены: вместо портрета классика-человека на нем красуется монограмма DSCH мензуральными семибревисами, как в старых манускриптах.
Состав участников концертной программы, спонсируемой НПО "Кросна", традиционный. Неожиданностей нет. Нет и любимых публикой Гидона Кремера и Роберта Холла, зато есть Юрий Башмет, Алексей Любимов, Наталия Гутман с Элисо Вирсаладзе и Виктором Третьяковым, есть и Квартет имени Бородина, из которого, правда, выбыл Михаил Копельман: теперь первую скрипку будет играть Рубен Агаронян.
К числу знакомых лиц относится и Юстус Франц, игравший на концерте-открытии. Его доставил в Москву Германо-российский форум, членом попечительского совета которого он является. Известный пианист, дирижер, шоумен и телеведущий прибыл вместе с молодым пианистом Кристофером Тайнтоном. Рекомендованный немецкими устроителями как сын Франца, юный Тайнтон был совсем не похож на отца -- в том числе и по стилю игры. Однако отечественным участникам фестиваля теперь предстоит сильно постараться, чтобы превзойти впечатление, которое они вдвоем оставили Двойным фортепианным концертом Моцарта. Легким и звонким тембром своего рояля мальчишка словно провоцировал на соревнование старшего партнера, игравшего благозвучно и глуховато. В ход шли и озорные рожи, и нежные закрывания глаз. Все есть в России, но такого нет -- ансамбля, умеющего нравиться не только игрой на инструментах. Но где есть сын и отец, должна быть и мать; после Моцарта дуэт собрался у одной клавиатуры, чтобы исполнить пьесу из цикла Равеля "Моя матушка гусыня".
За эстрадным блеском немцев совершенно потерялся однообразный Миша Рахлевский с камерным оркестром Kremlin -- старательным, послушным, четким по штриху, но, как ни крути, не обладающим настоящим качеством звука. В первый декабрьский вечер Шостакович (представленный обработками Прелюдий, Третьего квартета, арии Катерины и фрагмента из "Светлого ручья") Моцарту проиграл. Но партия классиков на сукне вечности будет разыгрываться в течение всего декабря.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков