Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Путешествие в несостоявшуюся юность

Я.Пулинович «Земля Эльзы». Режиссёр А.Шляпин. Художник Т.Кудрявцева. Березниковский драматический театр.

59.RU Новости / Понедельник 30 октября 2017
Уж сколько раз театр и кинематограф предлагали нам историю поздней любви. Вот и пьеса Ярославы Пулинович повествует о встрече двух немолодых и не очень счастливых людей – Эльзы и Василия Игнатьевича. Кажется, судьба даёт им ещё один шанс. Но чудес, как известно, не бывает… Из социально-бытовой и достаточно вторичной истории режиссёр Андрей Шляпин сочинил тонкий, нежный, атмосферный спектакль. Атмосфера разлита уже в декорации (художник Татьяна Кудрявцева). В разных местах сценической площадки (представляющей собой развалившийся дом – картонный – стены висят на ниточках, окно уже отделилось и существует само по себе, а огромный шкаф упал и лежит горизонтально) мерцают тёплым светом стеклянные сосуды. Если приглядеться – в каждом какой-то пейзаж – девочка на качелях, велосипед, маяк у моря… Это какие-то миры, или мечты, которые не осуществились, и манят, притягивают взгляд и сердце. Когда они светят, жизнь уже не кажется невыносимой. С таким маленьким сосудом (с трёхлитровую банку, покрытую крышей) в руках будет маяться и умерший муж героини Петр - то уходя, то возвращаясь, не в силах прервать пуповину, связывающую его с семьёй и домом. Собственно, Пётр (Вячеслав Беляков-Нестеров) – первый «выдуманный» персонаж спектакля. С молчаливой сцены расставания супругов (до произнесения первых написанных реплик) всё и начинается. Оба (Пётр и Эльза) сидят за столом, на котором традиционный поминальный натюрморт – стакан водки на блюдечке и кусок чёрного хлеба. Рядом – портрет Петра в траурной рамке. Их отношения всё ещё не выяснены до конца, и умерший муж ещё не раз будет появляться в сценах воспоминаний- как будто запоздало вымаливая прощение. Другие придуманные режиссёром персонажи – это юные двойники главных героев (Софья Демидова и Денис Ярыгин), которые соединяются в их фантазиях-воспоминаниях. Молодая пара как бы аккомпанирует отношениям «взрослых», создавая второй план их скоропалительному роману, давая пережить одновременно прошлое и настоящее. Пока старшие исповедуются, испытывая радость от взаимного соприкосновения душ, их юные двойники замирают от первого прикосновения рук. И потому история любви кажется такой юной, свежей и прозрачной. И на наших глазах произойдёт чудо преображения главной героини. Татьяна Гладенко играет Эльзу как смертельно уставшую женщину – с серым лицом и голосом, звучащим на одной ноте. Но есть в ней какая-то инаковость, отличающая от других. И это чувствуют соседки – «заклятые подруги» Зинаида (Светлана Патраева) и Таисия (Ольга Шимякина), всегда готовые обсудить, осудить, а то и пожалеть «Элечку». Они смешны и так узнаваемы – с нелепыми «халами» на головах и поджатыми губками, с нерастраченной бабьей жалостью-любовью, избываемой в общем женском хоре. Кстати, «живой» хор становится полноценным персонажем спектакля, как бы «озвучивая» своими лирическими песнями жизнь человеческой души, комментируя и остраняя сюжет. Именно из этого общего хора и уведёт героиню Василий Игнатьевич (Анатолий Бутор) на свидание. Где она будет постепенно оживать – улыбаться, есть торт (со вкусом и без стеснения) как ребёнок, а в голосе впервые проявятся звенящие ноты. И первый поцелуй, и нелепое розовое платье со шляпкой – всё вызывает восторг. Она пьёт счастье, как воздух. И мягкий, чудаковатый, но такой надёжный, Василий Игнатьевич готов увезти её на край света. Но чудес не бывает. Престарелые Ромео и Джульетта разлучены. Враждующие семейства Малашкиных (в гротескном исполнении Марины Спириной и Андрея Кирпищикова) и Кравчуков (более сложно прописанных и сыгранных Марией Шлейхер и Алёной Бабиковой) празднуют победу. И даже деятельное участие на стороне «добра» продавщицы Марины (остро сыгранной Натальей Шиловой) лишь оттягивает печальную развязку. Что остаётся влюблённым? Улететь! В финале дом-декорация окончательно падает, и на её развалинах открывается небо, где крутят педали огромного велосипеда юные парень и девушка, соединившиеся навсегда.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков