Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В Мюнхене поставили «Желтый звук» Василия Кандинского

Неосуществленный замысел русского футуриста вдохновил современных хореографов

Ведомости / Четверг 19 июня 2014
В Баварском балете почти подряд выпустили несколько проектов, посвященных важным первоисточникам современного танца. Восстановили считавшуюся утраченной «Весну священную» Мари Вигман — балет 1957 г. Возобновили знаменитый проект 70-х — реконструкцию «Триадического балета» Оскара Шлеммера. И показали Der gelbe Klang — оммаж Василию Кандинскому и его опубликованной в 1912 г. в альманахе «Синий всадник» сценической композиции «Желтый звук». Замысел, который должен был явить миру революционный синтез всех искусств, при жизни художника не был реализован. Внятных представлений о хореографии у Кандинского не было, но единственное, что он твердо знал, — это не должно быть похоже на балет.
В Bayerisches Staatsballett либретто доверили многостаночнику Михаэлю Симонсу — художнику, режиссеру, хореографу, сценографу: уж если кому и разбираться с «синтезом искусств» и звуками, которые можно «не только слышать, но и видеть», то ему. В соавторы Симонс взял другого универсала: сочинения композитора Фрэнка Заппы, заряженные юмором и витальностью, облегчают контакт с Кандинским, рисующим в своем еще привязанном к внешнему миру либретто (один желтый цветок, «похожий на искривленный огурец», чего стоит) процесс вызревания новых форм. Симонс, профессор лейпцигского Университета искусств, к аллегориям Кандинского (Ребенок, Великан, Голос, одергивающий Ребенка, и др.) добавляет много чего своего, образованием навеянного. Граммофон, собачий лай, телефонная трубка, из которой раздается «Василий?», часы без стрелок… Похоже на дадаистский коллаж — но что с того? В дадаистском кабаре Цюриха планировалась постановка «Желтого звука», сорванная войной. Все в копилку. Включая хореографию, которую как будто взорвало, и теперь ее фрагменты беспорядочно произрастают в мастерской, где и без того полно всякого хлама. Не растанцуешься. В одной из сцен приходится таскать туда-сюда реквизит, в другой у танцовщиков части тела как будто распухают — у кого рука гипертрофированна, у кого ступня. В третьей из фигур складывают орнаменты, как в мюзиклах, и снимают камерой сверху. Потом все долго прыгают на месте. Для лекции о хореографии ХХ в., не завалы разгребавшей, так с деформациями боровшейся, — почти отлично. Но только для лекции.
Кто прорвется через этот оммаж большому взрыву — будет вознагражден. В Spiral Pass британца Рассела Малифанта места для теории никакого, зато практики по синтезированию новых форм (смесь классики, контактной импровизации и боевых искусств) — хоть отбавляй. Тела 11 танцовщиков, отшлифованные светом и вращением, пребывают в движении, как в самодостаточной медитации. Это не балет и не танец — это уже нечто. Объект, вычленить доминанту которого — хореография, музыка или свет — равно попытке его расчленить. Спираль — структура и звуковой партитуры Мукула Пателя: он тоже монтирует разный материал, добиваясь алхимической трансформации. Но главное чудо этой инсталляции — Люсия Лакарра, прима Bayerisches Staatsballett. Балерина-змея, тело которой само по себе сворачивается в какой-то завораживающий знак бесконечности, транслирует и столь необходимую Малифанту нематериальность, и тот самый no-body идеал contemporary dance, который вполне можно считать приветом «Василию».
У канадки Азур Бартон диалог с Кандинским более декоративный и светский, но не менее органичный. На фоне меняющего цвет задника 16 танцовщиков с прелестным юмором показывают хореографию как беззаботную пульсацию ритмов, линий и скоростей. Здесь больше техники, чем философии, иронии, нежели анализа, и в целом скользящая легкая вещь Бартон кажется не мудренее фигурного катания. Но это та самая незатейливая игра в бисер, дающая свободу зрительскому воображению, смысл и перспективы которой так косноязычно и взволнованно пытался донести в своем либретто Василий Кандинский.
Мюнхен
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков