Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Интервью – Алексей Рыбников, композитор

«Мюзикл — это шампанское с пирожными, а рок-опера — водка с черным хлебом»

Ведомости / Суббота 07 июня 2014
Большинство знает Алексея Рыбникова как автора оперы «Юнона и Авось», автора музыки к детским фильмам «Про Красную Шапочку» и «Буратино», а также как композитора многочисленных взрослых фильмов («Звезда», «Заяц над бездной», «1612»). В последнее время Рыбников редко сотрудничает с кино и занимается исключительно симфонической музыкой. Тем более неожиданно, что 9 и 10 июня на сцене Театре Вахтангова состоится премьера его рок-оперы «Хоакин Мурьета» по новому либретто Юлия Кима. Впервые ее поставили в театре «Ленком» в 1976 году, с огромным трудом пробив постановку: комиссия отклоняла спектакль 11 раз. Зато потом он шел 18 лет подряд, а пластинку, выпущенную в 1978 году, смели с прилавков. Незадолго до премьеры композитор встретился со спецкором «Пятницы».
- Начнем с вопроса, который мучает меня долгие годы. Вот песня Красной Шапочки про «крокодилы-бегемоты». Кто придумал петь «Ааааа!» - вы или автор стихов, Юлий Ким?
- Я, я, я. Ким написал: «Ах, здравствуйте, реки вот такой ширины, ах, здравствуйте, горы вот такой вышины!» И я, честно говоря, когда получил эти длинные строки, вообще не знал, чего с этим делать. Очень долго мучился, пока не нашел это «ааааа». А иначе как спеть?
- Теперь я спокоен. Можем перейти к повестке дня - новая версия «Хоакина Мурьеты». Это какая постановка по счету?
- Сначала был спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» в «Ленкоме», по стихам Пабло Неруды. Рок-опера прошла только потому, что за нее заступились друзья Неруды, причем на уровне министра культуры. Потом Владимир Грамматиков снял художественный фильм по «Мурьете», в начале восьмидесятых. Потом, в 2008 году, уже нашим театром мы поставили этот спектакль, и он шел год, а дальше идти не смог, потому что переводчик и автор либретто Павел Грушко не захотел, чтобы его тексты использовались. Мне было жаль этого произведения, темы, музыки. Возникла идея: что, если обратиться не к текстам Неруды, а к подлинной истории Хоакина Мурьеты?
- У него есть подлинная история?
- Мурьета жил в середине XIX века, был абсолютно реальной личностью. Про него написано много книг, песни сложены были - целый народный фольклор. В Голливуде сняли аж три фильма. Неруда-то писал, что Мурьета - чилиец, а он был мексиканский бандит. Это история человека, который мстил за поруганную честь убитой жены. И мстя, сам стал на путь насилия, сам стал преступником. Там история абсолютно сегодняшняя. Эмигранты захотели приехать в другую страну на заработки. Дело происходит в США, в Сан-Франциско. Местное население, грубо говоря «правые», восстает против них. Начинается кровавая стычка - без всякой сказочности, хотя у нас в спектакле и присутствуют персонажи мексиканского карнавала смерти.
- Музыка в новом варианте претерпела изменения? Вы что-то дописывали?
- И дописано было много, и переосмыслено, и переаранжировано. Музыка обрела звучание современного рока. Ведь рок тоже изменился - по звучанию, по инструментам, по какому-то общему градусу, что ли.
- А у нас как сейчас с рок-музыкой дело обстоит?
- У меня такое ощущение, что рок-музыка как явление состоялась у нас в основном в семидесятые годы. После этого она бурно развивалась, очень интересные были результаты, и философские в том числе. Потом начались просто перепевы, эксплуатация старого материала. Все это перешло либо в танцевальную сферу, либо в металл, в неприкрытый сатанизм. Творческий, утонченный рок, который был в семидесятые, перестал существовать.
- Кто в новой постановке отвечает за музыкальную часть? В «Ленкоме» играла живьем группа «Аракс». А у вас?
- У нас играет группа из четырех человек, в частности братья Поздняковы, которые, благодаря передаче «Голос», стали достаточно известны. Но пока мы не имеем возможности давать спектакли с живой рок-группой, для этого нужно большое пространство, кучу проводов надо тянуть.
- То есть на премьере будет звучать фонограмма?
- Инструментальная фоно­грамма, а петь, естественно, будут живьем артисты нашего театра.
- Расскажите в двух словах, что собой представляет ваш театр?
- Наш театр - полностью он называется «Московская государственная творческая мастерская Алексея Рыбникова» - сейчас практически единственный работает в жанре рок-оперы и вот таких сложных музыкальных спектаклей - подчеркиваю, не мюзиклов.
- А чем рок-опера от мюзикла отличается?
- Я всем говорю: мюзикл - это шампанское с пирожными, а рок-опера - водка с черным хлебом. Рок-опера - это гораздо более глубокий и трагический сюжет. Она значительно тяжелее по ритмике, по форме, по манере пения. Мюзикл - это практически оперетта, шагнувшая в следующий век.
- Что сейчас происходит с рок-оперой? Ее не существует в России?
- Ее не существует в мире. Честно говоря, она и существовала-то недолго... всего несколько произведений было. Этот жанр перестал существовать. Наверное, потому, что ее сложнее писать, чем мюзикл. Ведь мюзиклы пишут люди, довольно далекие от рока.
- Вы рок-музыку слушаете?
- Нет, сейчас я вообще роком не занимаюсь ни под каким видом. Я пишу произведения для симфонического оркестра, мне безумно интересно. Большие симфониче­ские полотна. Мир, совершенно оторванный от реальности, мир чистых звуков - без текстов, без сценического действия.
- Что вам нужно для комфортной работы? Некоторые в погребе сидят, некоторые уезжают за границу. А вы?
- Чтобы начать работать, мне, конечно, нужны определенные условия, некий душевный комфорт требуется. Чтобы ничто не отвлекало. Последнее время я уезжаю в турецкие горы - у меня там домик, студия небольшая, где можно работать постоянно.
- Часто ли вас охватывает отчаяние в процессе работы?
- Да я просто редко из него выбираюсь! Но на самом деле это и есть счастье. Если ты просто всем доволен - это тупость, которая очень плохо кончается. А если есть отчаяние поиска, значит, ты жив и все будет в порядке.
- Вы переслушиваете свои старые вещи или не любите это дело?
- Переслушиваю. Знаете, с какой целью? Считаю, что это достойно, чтобы жить сегодня. А чтобы оно жило сегодня, надо его по-новому записать, по-новому аранжировать, сыграть. Важна мелодия - это самая долговечная вещь. А все остальное может уйти. Если сочинена хорошая мелодия, она может облечься в современные одежды и начать новую жизнь.
- Вы написали массу детской музыки. Вам нравилось работать для детей?
- Когда я учился в консерватории, детская музыка была для меня как какие-то бирюльки, совершенно неинтересное дело. А вот когда она вдруг обернулась для меня фильмом «Остров сокровищ» или моей любимой сказкой «Буратино», когда меня пригласили писать музыку, я не мог поверить своему счастью. Это была прямо перестройка психологии. Не то что под детское, а какое-то иное мировосприятие.
- Я могу ошибаться, но мне кажется, вам в семидесятые не всегда везло с музыкантами. Слушаешь ваши детские пластинки - то оркестр неровно играет, то хор фальшивит. Почему так?
- Вы знаете, ведь та музыка - в основном кинопроизводство. А там настолько было небрежное отношение к записи! Музыканты играют, пока звукорежиссер не скажет: «Замечательно, хватит». Я кричу: «Там же все не так, вы что делаете?» Директор говорит: «Все, у меня время, у меня деньги», музыкальный редактор говорит, что она музыкантам и так переплачивает. В общем, звучание было не такое, о котором мечталось. Но! С чем я столкнулся сейчас. Оказалось, полюбившаяся музыка в той записи, в том исполнении - и фальшивоватая, и чуть-чуть не так сведенная, и все такое - сейчас всем нужна. Мы недавно взяли несколько тем из «Усатого няня», переписали их заново, все вышло идеально, а нам рекламщики говорят: «Нет, нужно именно то, что было!» Советский звук. Большая загадка для меня: я думал, с уходом советской власти все это пропадет, не надо будет слушать эту фальшь, а оказывается, наоборот, всем нравится.

Досье:
1945 Родился в Москве. 1979 Опера-мистерия «Юнона и Авось» по поэме А. Вознесенского. 1988 Основал производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. 1992 Создал собственный театр для постановки мистерии «Литургия оглашенных». 2011 Современная опера «Война и мир» по роману Л. Толстого.

Современные русские композиторы: Алексей Рыбников
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков