Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Андрей Могучий поставил «Алису» Кэрролла с тезкой героини в заглавной роли

Алиса Фрейндлих призналась, что таких актерских задач перед ней еще не ставили

Ведомости / Вторник 11 февраля 2014
Дано: легендарный театр с былой, давно выветрившейся славой, много лет пребывающий в анабиозе, при этом в труппе очень немолодые, но действующие мастера. Режиссер, поднаторевший во всяких авангардных практиках, но имеющий и удачный опыт работы с возрастными актерами, носителями традиционной школы в Александринском театре. Понятно, что БДТ — национальное достояние и все такое — в отличие от, допустим, Театра им. Гоголя не распустишь, чтобы начать на его месте с нуля. Могучий и не пытался, наоборот, в первой же постановке собрал ветеранов Большого драматического. Он стариков не только по-человечески уважает, но эстетически ценит очень высоко: по его собственному признанию, когда удается освободить их от бремени ответственности за свое имя и статус, в них открывается прямо-таки космос.
На пресс-конференции после премьеры Алиса Фрейндлих с присущей ей (само)иронией сказала: мол, для бабушек пьес не пишут, вот и пришлось… Решение обескураживающе простодушное: раз великую актрису зовут так, как зовут, раз к ее юбилеям уж лет сорок выходят карамельные статейки «Алиса из страны Театр» — возьмем наконец кэрролловскую «Алису». На самом деле в таком выборе более глубокий смысл, чем чисто формальное соответствие. У многоопытных актеров появляется новое дыхание, когда перед ними встают задачи, каких им прежде решать не доводилось. Эта вещь как раз такие задачи ставит.
Пьесу, как водится у Могучего в последние годы, сочиняли на репетициях. Получилась причудливая ткань, куда вплетены обрывки Кэрролла и воспоминания всех участников, скомпонованные в реплики и монологи (в работе принимал участие драматург Сергей Носов). Вроде как Алиса застревает в лифте — и проваливается в параллельную реальность памяти, фантазии, сна. Играют в Каменноостровском театре (это новая сцена БДТ), зрители на сцене лицом в зал — его ярусы художник Мария Трегубова убрала белыми полотнищами, пол заставлен мебелью в белых же чехлах — когда их снимут, обнаружатся старые дубовые столы, советские полированные секретеры, кухонька, в общем, археологические бытовые пласты XX века. Постепенно причудливо подсвеченное пространство заполняют персонажи в гротескных гримах и костюмах, интонации их тоже поначалу сказочно преувеличены, с ярусов летят бутафорские кочаны, Кролик (Анатолий Петров) напяливает громадную кроличью голову и палит из ружья почем зря, Королева (Ируте Венгалите) рубит фирменное «Голову с плеч!», Король (Евгений Чудаков), Додо (Георгий Штиль) и прочие вступают в комические препирательства… Атмосферу циркового морока сгущает сыгранная вживую острая, царапающая, взвизгивающая и обморочно угасающая музыка Настасьи Хрущевой. Но постепенно из этого почти наркотического трипа проступает, пробивается обжигающая искренность. Шляпник (Валерий Ивченко) выкрикивает Алисе страшные слова про то, что она-де всю жизнь держала себя в узде, а других — на расстоянии и счастливой себе быть не позволяла. Алиса (Бруновна) в ответ рассказывает, как тяжко ночью в бессонницу, когда все-все припоминаешь, — это она играет в свою настоящую силу. И тут, как одна она только умеет, загадочным образом становится неотличима от своих фотографий полувековой давности в роли арбузовской Тани.
Королева, сделавшаяся во втором акте просто усталой грустной женщиной, говорит: «Когда живешь не в ту сторону… немножко кружится голова». В «Алисе» она иногда начинает кружиться как раз от того, что — в ту сторону.
Санкт-Петербург

Современные русские композиторы: Настасья Хрущева
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков