Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

«Поверх барьеров»: Алексей Гориболь и партнеры сыграли на «Декабрьских вечерах» еврейскую программу

Концерт прошел на фоне выставки «Отечество мое — в моей душе…»

Ведомости / Четверг 12 декабря 2013
Концерт с пастернаковским названием «Поверх барьеров» прошел в контексте созвучной ему по идее выставки «Отечество мое — в моей душе…» (строчка Марка Шагала), на которой представлены художники преимущественно еврейского происхождения, преимущественно русской культуры и повально выдающиеся.
Сопоставить выставку и концерт организаторы поручили пианисту Алексею Гориболю — вечно юному мальцу с седою головой, который умеет проводить концерты, как никто, эффектно и весело, выдерживая при этом трагическую нотку. Гориболь выходил в каждом номере, выводя за собой всегда несколько разный состав отборных певцов и музыкантов, которые исполнили произведения пяти авторов — отчасти еврейского происхождения, преимущественно русской культуры и повально выдающиеся.
В большинстве номеров программы еврейская тема была заявлена прямо и бесхитростно как фольклорная: на выставке таким образом дело обстоит у одного лишь Шагала.
«Увертюра на еврейские темы» — ранний Прокофьев (1919), любующийся мотивами иной культуры чуть со стороны, как и подобает наследнику Бородина и Римского-Корсакова. Ажурному пианизму Гориболя отвечал мягкий кларнет Михаила Безносова, фактуру стелил струнный квартет с Александром Тростянским на первой скрипке, Рустам Комачков, нежничая, играл виолончельное соло.
Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» — высокий Шостакович (1948), напротив, острый до слез. Фольклорный элемент тут тоже есть, но не менее важно, что еврейское выступает синонимом униженной гордости и терпения. Слова жены сапожника «Врачами стали наши сыновья» в пору гонений на космополитов воспринимались как проявление отточенного мастерства в эзоповом искусстве. Вместе с Гориболем вышли три прекрасных певца — все отлично понимали свои партии, хотя чувствовалось, что у Венеры Гимадиевой и Бориса Рудака еще невелик опыт камерного музицирования: их голоса разлетались в стороны в избыточной акустике Белого зала — чего нельзя сказать об Олесе Петровой, которая уже мастер камерного жанра.
«Эскизы к Закату» — ранний Десятников, азартно скрещивающий местечковые мотивчики с племенными экземплярами мировой поп-культуры и получающий гибриды вроде «Еврейской ламбады» (год написания можно вычислить по одному этому названию: фильм «Закат», к которому изначально написана музыка, вышел в 1990 году) или пришивающий лишние два пальца к пятерне Дейва Брубека (пьеса Take Five And Seven). Плотно загруженный ансамбль состоял из Алексея Гориболя, Марии Федотовой на деревянной флейте, Михаила Безносова, Александра Тростянского и Павла Степина на контрабасе, и это было одно из лучших исполнений квинтета Десятникова за все закатные годы.
Три песни Густава Малера вошли в программу, вероятно, в силу пятого пункта, если он был пятым в австро-венгерском паспорте композитора, ибо если искать в музыке Малера что-то специфически еврейское, то придется рассуждать о неких глубинных структурах сознания, а это быстро приведет на опасную дорожку. Но музыкально именно эти песни (особенно «Души моей ничто не чарует» на слова Рюккерта — обычно переводится «Я потерян для мира»), спетые Олесей Петровой, стали негромкой кульминацией концерта — на выставке подобным сочетанием человечного и потустороннего притягивают два портрета Люсьена Фрейда.
Оставшийся номер достоин сравнения с по-своему особой картиной на выставке: Фальк. «Церковь (зеленая). На обратной стороне: Обнаженная на фоне синей драпировки». Мы видим церковь — действительно зеленую, а обратной стороны не видим, но верим, что там изображена именно обнаженная, причем на фоне синей драпировки. Преимущественное отличие музыки от живописи состоит в том, что в ней обе стороны человеческой натуры можно показать одновременно. Что и сделал Макс Брух, чья Kol Nidrei по теме — церковь, а именно молитва, читаемая на Йом-Кипур, а по звучанию — обнаженная на фоне синей драпировки, что и передал своим обворожительным исполнением Рустам Комачков. Сине-зеленый союз веры и жизнелюбия повернул нас лицом к югу: поверх барьеров мы услышали тепло солнечных стран, где религиозные переживания не состоят во вражде с волнениями страсти и экстаза.
Вот ведь о чем могут рассказать нам «Декабрьские вечера».

Современные русские композиторы: Леонид Десятников
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков