Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Уильям Кристи привез в Филармонию прославленный ансамбль Les Arts Florissants

В программе «Сад господина Рамо» он аккомпанировал шестерке молодых певцов

Ведомости / Пятница 25 октября 2013
В отличие от прошлых визитов, когда Уильям Кристи доставлял нам целиковые оперы и оратории, какими были «Актеон» Шарпантье, «Дидона и Эней» Перселла и «Иевфай» Генделя, в этот раз бессменный шеф «Цветущих искусств» привез нам искусно собранное пастиччо. «Сад господина Рамо» — со вкусом составленная компиляция, в которой играют и отражаются друг в друге арии, ансамбли, сценки из произведений Жана Филиппа Рамо и его современников — старших, как Андре Кампра и Мишель Пиньоле де Монтеклер, и младших, как Антуан Довернь или Кристоф Виллибальд Глюк. Скажем, опера-балет Кампра «Галантная Европа» относится еще к концу XVII века, а опера «Умирающий Геркулес» Доверня датируется более чем шестьюдесятью годами позже (1761). Но стилистических швов не чувствуется: все это одна культура французского барокко, гораздо более вольного, свободного, чем его предшественник — версальский классицизм эпохи Людовика XIV.
Из опер, балетов, пасторалей и салонных кантат Кристи высыпал на сцену Зала Чайковского целый ворох героев и героинь, смеющихся и плачущих, воспевающих красоты природы и гармонию небес, вслушивающихся в голоса природы и преисподней, флиртующих и снедаемых страстью. Своеобразным концентратом всего спектакля стала сольная кантата Николя Рако де Грандваля, в которой одна из воспитанниц Уильяма Кристи — британское меццо-сопрано Эмили Ренар — с большим актерским темпераментом перебрала все возможные эмоции, перейдя от грусти к шутке, от гнева к нежной колыбельной, и в итоге с инфернальным исступлением заявила: «Раз ваши вкусы столь различны, что вы не можете предпочесть одно другому, я не спою вам ничего».
Оказывается, во Франции XVIII века, совсем как у нас сейчас, публика делилась по предпочтениям — однако ниш не возникало, благодаря общему языку можно было легко путешествовать из произведения в произведение. Самым блестящим доказательством этого стало представление сценок из комической оперы Глюка «Исправленный пьяница». Ее главный герой в исполнении молодого французского баса Сирила Констанцо сначала восславляет Бахуса, прихлебывая из горлышка вместительной бутыли, а затем неожиданно умирает от апоплексического удара. Оплакивают его не менее трогательно, чем какую-нибудь Эвридику, и вдруг переходят с Глюка на господина Рамо — его печальный хроматический канон «О нет, не смейтесь!» оказывается как нельзя более к месту. Результатом действия канона становится то, что покойный оживает — и здесь звучит оптимистическая музыка Глюка. Дабы ускорить процесс, родня запевает еще один канон, принадлежащий опять Рамо, — «Просыпайся, соня!». В назидательном финале собравшиеся снова поют Глюка — квартет «Прекрасны наслаждения любви», в котором радостно гремит бубен, а герой просит прощения у сердитой супруги, осознав, что среди радостей жизни вину есть альтернатива.
Весь концерт Уильяма Кристи и его артистов стал своего рода метатекстом позднего французского барокко, в котором один автор выручал другого. Горечь измены в «Галантной Европе» Кампра была компенсирована радостью встречи в «Праздниках Гебы» Рамо. Дуэт свивающихся в веревочку печальных флейт из «Ипполита и Арисии» был уравновешен брутальным ветродуем, сопровождавшим исполнение ариетты «Лети и гнев с собою забери, о гордый Аквилон» из его же «Праздников Гебы». Где кончалась одна опера и начиналась другая, мы не всегда понимали.
Уильям Кристи методично рассчитал и драматургию, с которой шестеро воспитанников Академии молодых певцов «Сад голосов» предъявляли публике свои таланты. Сначала они спели безупречно четкие ансамбли из «Иевфая» Монтеклера, затем пустились разыгрывать сценки и демонстрировать индивидуальные умения — режиссеры Софи Данеман и Пол Агню постарались подчеркнуть их резвость и обаяние. Ближе к концу программы начались арии с колоратурами, которыми особенно бравировали израильское сопрано Даниэла Скорка и американский тенор Закари Уайлдер, тогда как итальянское контральто Бенедетта Маццукато и французский баритон Виктор Сикар затягивали нас в печальные медитации. Самым выразительным номером из ряда последних стала баритоновая мелодраматическая ария из «Дардана» Рамо «О, страшное чудовище» с выразительными гармоническими ходами, просящимися в современный шансон.
В самом деле, молодые певцы показали и гибкость голосов, и умение играть оттенками. К сожалению, далеко не всегда они были хорошо слышны. Несмотря на то что Les Arts Florissants аккомпанировал прозрачно, голоса терялись, плохо долетая до слушателей. Рамо не писал в расчете на Зал Чайковского: лучшим помещением для проекта Кристи был бы зал мест на 400-500. Реалии бизнеса в том, что камерное искусство приходится помещать в большие залы, ведь билеты разлетаются, а желающие теперь толпятся у входа, спрашивая лишний билетик. Этому, конечно, приходится радоваться: музыкант-барочник Уильям Кристи стал у нас таким же любимцем публики, как звезды мейнстрима. Однако когда он привозил с собой мастеров, умеющих работать в акустике больших залов, таких как Курт Стрейт или Соня Йончева, объективный результат был сильнее. В случае с неоперившимися певцами на первый план вышел стратегический пафос: за садом господина Рамо ухаживают, и в ведерке садовника Кристи всегда есть симпатичная рассада.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков