Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Евангелие без Бога

На минувшей Страстной неделе оказалась уместной премьера: Александр Маноцков представил на «Винзаводе» свои «Страсти по Никодиму»

Ведомости / Вторник 07 мая 2013
В основу часового действия положено одно из апокрифических Евангелий — однако композитор, он же автор либретто, насквозь переписал его текст, передвинув историю суда и казни Иисуса в наши дни. Современные «Страсти по Никодиму» — суд, разыгранный в лицах, где в роли Никодима, тайного ученика Христа, выступает некий судмедэксперт, в роли Пилата — женщина-судья, а Христа называют просто «осужденным». Переполненное судебной лексикой и описаниями физиологических подробностей казни, действо напоминает спектакль Театра.doс, но если там речь шла о системе, погубившей человека, то здесь градус проблемы взят еще беспощаднее: подсудимого обрекает на смерть не власть — она-то в лице судьи как раз до последнего пытается его оправдать, — а народ, еще вчера шедший за ним толпой. Режиссер Денис Азаров добавил к музыке и словам выходы зомбированных персонажей, символизирующих наше абсурдное общество.
Жанр «Страстей» требует хоралов, и они есть — это горестные тексты Ницше, которые полиглот Маноцков положил на музыку на языке оригинала. «Бог умер», сетует Ницше, и в представлении Бога нет. На главные вопросы — ты ли Царь, что есть Истина? — он отвечает немым белым шумом, генератор которого крутит сам композитор. Лирических арий в аскетичном проекте нет: после слов «да минует меня чаша сия» долго царапает тишину одинокая скрипка.
«Страсти по Никодиму» заканчиваются музыкальным шедевром — диковинной по ритму молитвой в архаическом стиле, поверх которой хореограф Ольга Орлова поставила экстатический танец плакальщицы. Других откровений в партитуре нет, хотя в изобретательности ей не откажешь. Сложная, заковыристая звуковая ткань рассчитана на мастерство Московского ансамбля современной музыки и камерного хора Questa Musica, которыми с неукоснительной точностью управляет Филипп Чижевский.
Шагнув влево, Маноцков раскрыл не все свои сильные стороны — его предыдущие опусы, такие как органичный и благозвучный «Гвидон», были богаче. Со стороны «Страсти» могут показаться ошибкой: левый фланг композиторов у нас могуч и без Маноцкова, тогда как людей, способных сопрячь академические принципы с фольклорными и церковными, можно пересчитать по пальцам — а Маноцков как раз это умеет. Однако его новое создание нимало не конъюнктурно, а его бедность добровольна: художник сделал жест резкий, дисгармоничный — и наш черед принять его или отвергнуть.

Современные русские композиторы: Александр Маноцков
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков