Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Елена Гордиенко

Театральный критик, культуролог.

Родилась 28 января 1988 г.

Образование
2014
Кандидат наук: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, специальность 10.02.19 «Теория языка», тема диссертации: «Драматургическое действие в лингвосемиотическом аспекте (на материале русских и французских инсценировок повествовательной прозы)»
2014 – 2016
Магистратура: НИУ ВШЭ, факультет гуманитарных наук, специальность «Визуальная культура». Тема магистерской диссертации: «Перекодировка пространства театральными средствами: практика спектаклей in situ».
2011
Магистратура: Université Paris-Sorbonne (Paris IV), факультет: Littérature, philologie, linguistique, специальность: Littératures comparées. Тема диплома: « Analyse comparative de mises en scène de textes non dramatiques en France et en Russie (Catherine d’Antoine Vitez, La tempête sous un crâne de Jean Bellorini et Le récit de sept pendus de Mindaugas Karbauskis) ».
2009
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, филологический факультет, специальность «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Тема диплома: «Лингвистические аспекты драматургического текста (на материале русской классической драмы)». Дополнительные специализации: Риторика; Языковая политика и языковое законодательство; Русский язык как иностранный.

Дополнительное образование / повышение квалификации

2008 – 2010
Французский университетский колледж при МГУ имени М. В. Ломоносова, специальность «Литература». Тема диплома: « La violence dans les œuvres Roberto Zucco de Bernard-Marie Koltès et Juillet d’Ivan Viripaev »

2014
XVII Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа в МГУ имени М. В. Ломоносова «Визуализация знания: визуальная грамотность в составе высшего образования»

2016
XIX Фулбрайтовская международная гуманитарная летняя школа в МГУ имени М. В. Ломоносова «Академическая наука и публики: история, философия, филология в новой коммуникативной среде»

2017
Институт культурных программ, Санкт-Петербург, «Актуальные тенденции современного театра»

2017
X Байкальская международная школа социальных исследований «Документы человеческой жизни: трудности понимания и ловушки интерпретации»

2019
РАНХиГС, «Новые перспективы и методы управления в сфере культуры»

Профессиональная деятельность
2014 – н. в. РАНХиГС, Институт общественных наук, Школа актуальных гуманитарных исследований, кафедра культурологии и социальной коммуникации, доцент


2017 – н.в. МВШСЭН, кафедра менеджмента и культурной политики, доцент


2016 – 2019 Гимназия №1514 г. Москвы, учитель литературы


2013 VIII Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория», пресс-секретарь
2011 – 2013 Московский академический театр им. Вл. Маяковского, пресс-секретарь
2007 – 2010 Дворец творчества детей и молодежи г. Зеленограда, педагог дополнительного образования (курс «Искусство кино»)

Участие в театральных лабораториях
2018 Практика постдраматурга, Руза-Москва, 1-я сессия
2019 Театр людей, Институт театра, Москва

Публичные лекции о современном театре читала в Москве, Казани, Париже и, конечно, в Zoom.
В РАНХиГС читает в бакалавриате курс «Театр в эпоху постмодерна», в МВШСЭН – блок об историии и теории театра в рамках курса «Теория и история визуальных и исполнительских искусств».
Печаталась в журналах «Театр.», «Петербургский театральный журнал», «Современная драматургия», газете «Экран и сцена».

Автор телеграм-канала «Театр и академия».
Страничка в соцсети: https://www.facebook.com/jelenagordienko
Научные публикации
Драматургическое действие в лингвосемиотическом аспекте (на материале спектакля М. Карбаускиса «Ничья длится мгновение») // Meninis tekstas: Suvokimas. Analizė. Interpretacija. № 7 (1). Vilnius: Vilniaus pedagoginio universiteto leidykla, 2010. P. 217-223.
Семиотика театрального пространства // Материалы XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 282-284.
Субъектная перспектива высказывания в инсценировках повествовательной прозы с сохранением авторского текста от третьего лица // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». Москва: Изд-во МГОУ, 2013. № 4. С. 35-40.
Особенности инсценировок повествовательной прозы с сохранением авторского текста от третьего лица // Материалы областного конкурса исследовательских работ, посвященного Дню славянской письменности и культуры / Моск. гос. обл. соц.-гум. инст., ред. Л. Н. Костюкова. Коломна: МГОСГИ, 2013. С. 37-51.
Лингвосемиотические принципы трансформации нарративного текста в текст театральный // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: Изд-во МГТУ, 2013. № 4. С. 47-52.
Адаптация текста в инсценировках прозы методом «театра повествования» (на примере спектакля «Рассказ о семи повешенных» М. Карбаускиса) // Žmogus ir žodis. Svetimosios kalbos. Mokslo darbai. Vilnius: Lietuvos edukologijos universitetas, 2013. T. 15, № 3. P. 30-34.
«Театр повествования»: повествовательный текст в роли драматургического // Studia slavica XII: Сборник научных трудов молодых филологов. Таллин: Таллинский университет; Институт славянских языков и культур, 2014. С. 210-218.
Повествовательный текст в прошедшем времени в инсценировках прозы на русской сцене // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 2-2 (32). С. 52-57.
Инсценирование повествовательной прозы: «театр повествования» во Франции и в России // Современная российская и европейская драма и театр: сборник материалов международной научной конференции (10-12 октября 2013 г.). Казань: ГБУ «РЦМКО», 2014. С. 194-199.
Лингвистические принципы трансформации нарративного текста в текст драматургический // Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2014 г.): Труды и материалы / Составители М. Л. Ремнёва, А. А. Поликарпов, О. В. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 287.
Выбор говорящего при инсценировании повествовательной прозы // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: сборник научных статей: в 2 ч. / сост. В. Н. Денисенко, Е. А. Красина, Н. В. Новоспасская, Н. В. Перфильева. – М.: РУДН, 2014. С. 404-413.

«Взгляд в камеру»: эффект очуждения / присутствия? // Stephanos: Сетевое издание / Мультиязычный научный журнал. 2015. №5 (13). С. 103-109.

Театр-рассказ: лингвосемиотические принципы сценической интерпретации текста // Риторика. Семиотика. Языкознание: Сборник статей к 70-летию профессора А.А. Волкова. М.: «Добросвет», ИД «Городец», 2016. С. 291-301.

«Эмансипирован ли зритель? Стратегии зрительской свободы в эпоху перформативности. Диалог Лаборатории Theatrum Mundi» // Транслит. 2016. №18. С. 111-122 (совместно c М.С. Неклюдовой, О.О. Рогинской, В.М. Склез, В.В. Золотухиным, Г.А. Шматовой, О. Аннануровой).

Спектакли in situ: документальное пространство игры // ШАГИ / STEPS. 2017. Т. 3, №3. С. 81-96.

The Body of a Dancer in a Lecture-performance ("Stopping by Woods on a Snowy Evening" by Tatiana Gordeeva and Ekaterina Bondarenko) // Arti dello Spettacolo / Performing Arts. 2018. V. 4. P. 123-130.

О перформативности современного (пост)документального театра. Практики и интерпретации. 2018. Т.3 (1). С. 131-145.

Du théâtre dans un musée d’histoire: de quelques exemples russes // Le musée par la scène / Pauline Chevalier, Aurelie Mouton-Rezzouk et Daniel Urrutiaguer (dir.). Montpellier: Deuxième Epoque, 2018. P. 285-296.

Инсценировки Ю.П. Любимова: метод ретроспекции // Юрий Любимов. Театр Жизни : Международная научная конференция к 100-летию Ю.П. Любимова: Российская государственная библиотека искусств. 2019. C. 82-93.

Академическое письмо. От исследования к тексту. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Ю.М. Кувшинской. М.: Юрайт, 2019. (совместно с Ю.М. Кувшинской, Н.А. Зевахиной, Я.Э. Ахапкиной)
Непрофессионалы на профессиональной сцене: эстетика обыденного в современном театре и танце. Практики и интерпретации. 2018. Т.5, №1. С. 82-97.

Участие в конференциях

Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 12-15 апреля 2010.
IX Международная научная конференция «Пространство диалога (литературоведческий, лингвистический и дидактический аспекты)», Вильнюс, 22-24 апреля 2010.
Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 9-13 апреля 2012.
V международная научная конференция «Лингвистические, дидактические и социокультурные аспекты функционирования языка», Вильнюс, 26-27 апреля 2012.
IV Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте», Москва, Фонд Достоевского, 14-18 декабря 2012.
XIV Международная конференция молодых филологов «Текст в тексте», Таллин, Таллинский университет, 14-16 февраля 2013.
Международная научная конференция «Современная российская и европейская драма и театр», Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 10-12 октября 2013.
V Международный конгресс «Русский язык: исторические судьбы и современность», Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, 18-21 марта 2014.
IV Новиковские чтения: Функциональная семантика и семиотика знаковых систем, Москва, РУДН, 28-30 октября 2014.
Colloque international «Romans en scène», Tours, France, 17-18 décembre 2014. Доклад: «Théâtre-récit et focalisation (Vitez, Bourdet, Bellorini, Martinelli)».
Межвузовская конференция «Театральность кино», Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 27 марта 2015. Доклад: «Взгляд в камеру: эффект осуждения/присутствия?».
The 4th Conference of the European Narratology Network «Modelling Narrative across borders», Ghent, Belgium, 16-18 april 2015. Доклад: «Theatre narratology: types of speakers».
IX World Congress of ICCEES  (The International Council for Central and East European Studies), Makuhari, Japan, 3-8 august 2015. Доклад: «Text Interpretation in Theatre-Narrative Adaptations of Non-Dramatic Texts on Russian Stage».
Le musée par la scène. Le spectacle vivant au musée: pratiques, publics, médiations, Paris, France, 18-20 novembre 2015. Доклад: «Pourquoi le musée? Site-specific museum theatre : de quelques exemples russes».

Emotions littéraires, Emotions patrimoniales, Saint-Denis, France, 1-2 décembre 2016. Доклад: «Vivre dans un musée: un camp d'été au musée-réserve Pouchkine Mikhaïlovskoïe».
Lire par la voix d’un autre. Lecture publique et émotion littéraire, Rouen, France, 30-31 mars 2017. Доклад: «Lire ensemble ? Google et le patrimoine littéraire Russe».
Международная научная конференция «Юрий Любимов. Театр Жизни», Москва, Россия, 28-29 сентября 2017. Доклад: «Повествование в инсценировках ю,п, любимова: метод ретроспекции».
Международная конференция "Театр и войны памяти" ("Theatre and Memory Wars"), Каунас, Литва, 26-28 апреля 2018. Доклад «The Red Wheel: a Theatre Series about the Russian Revolution».
The presence of text in contemporary dance and theatre: From the center to the margins of the scene, Лиссабон, Португалия, 24-26 мая 2018. Доклад: «Dancing with a Playwright: Tatiana Gordeeva & Ekaterina Bondarenko Duo».
Всемирный конгресс Международной федерации исследований театра IFTR "Театр и миграция: театр, нация и идентичность между миграцией и стазисом", Белград, Сербия, 9-13 июля 2018. Доклад: «Teatr.doc Implicit Impacts: Passers-by Reactions as an Image of Social Environment and Frontiers».
Конференция «Публичная история в России: перформансы прошлого в театре и за его пределами», Казань, 2-4 ноября 2018. Доклад: «Полдень 1968: Советские протесты как школа свободы?».
Translating Performance / Performing Translation, Обервилье, Франция, 12-14 декабря 2019. Доклад: «Spectateurs interprètes: traduction comme acte de mémoire».
Театр в публичном пространстве: эстетика, экономика и политика спектаклей in situ, 12-13 ноября 2020. Доклад: « Поэтизация повседневного как социальная стратегия: театр парижских окраин».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков