Валентина Головчинер Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Томского государственного педагогического университета, где на протяжении 20 лет читала курс "Искусство театра". Публиковалась в журналах "Театральная жизнь", "Петербургский театральный журнал". Работала в жюри регионального театрального фестиваля "Сибирский транзит" и ряда других российских фестивалей. Живет в Томске. Персональный сайт: В.Е.Головчинер E-mail: golovchiner@mail.ru Статьи В.Е. Головчинер о драме и театре (2008 -2016)
1.А. С. Пушкин о «реформе» драмы // Текст – Комментарий – Интерпретация: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2008.- С. 50-58. 2.Действие как категория драмы // Театрон. - СПБ.: СПАГТИ, 2008. № 2. - С.7-14. 3. Две эпохи в истории томского театра// Очерки истории томской культуры.- Томск: Рекламный дайджест, 2010. - С 144-162 4. Епiчна драма в Росii до Б. Брехта: творчий досвiд, рефлексiя // Вiсник Житомирського державного унiверситету iменi Iвана Франка. Випуск 44. Науковий журнал. Житомир: Вид-во ЖДУ iм.I.Франка, 2009.- С. 176-183. 5. Топос как основание выделения театральных систем и типов драмы в размышлениях А.С.Пушкина и А.Гвоздева // Драма и театр. Вып. VII: Cборник научных трудов. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2009. - С. 24-37. 6. Эрдман Н.Р. Энциклопедия Томской области. Т.2. Томск, Изд-во Томского гос.ун-та, 2009. -С. 933. 7. Русские корни эпической драмы // Русская литература в ХХ веке. Имена, проблемы, культурный диалог. Вып.10: Поэтика драмы в литературе ХХ века. Томск:Изд-во Том. ун-та, 2009. - С. 5-22. 8.Северский театр для детей и юношества // Энциклопедия Томской области. Т.2. Томск, , Изд-во ТГУ, 2009 10. «Это было, когда еще ничего не было…» (о спектакле С.Столярова в театре «Скоморох)// Красное знамя, Выходной. 23 апр. 2011. 11. Интерпретация пьесы Н.В.Гоголя «Женитьба» в сценическом воплощении Ф.Григорьяна // Н.В.Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции): Сборник статей / Ред. Н.В. Хомук. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. Вып 3. - С. 418-428. 12. К вопросу о статусе эпической драмы в системе эпического рода // Опыты изучения драмы: Сборник научных трудов / сост. Н.Г.Медведева, отв. ред. Д.И. Черашняя, - Ижевск, 2010. С. 46-64 13. «Три сестры» А.Чехова в контексте исканий драмы начала ХХ в.// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010, Вып.8 (98). - С. 5-9 14. Комическое, комедийное, смеховое («Дни Турбиных», «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестник Томского государственного педагоги педагогического университета», 2011, Вып. 7 (109). С. 47-57 15. К юбилею Николая Эрдмана// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Вып. 7 (109). С.5-7 16. Публикация пьесы В.Масса и Н.Эрдмана «Прекрасная Елена»// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Вып. 7 (109). С.200-245. 17. Примечания к пьесе «Прекрасная Елена» В.Масса и Н.Эрдмана // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2011, Вып. 7 (109). - С. 244-245 (соавторы Баринова К.В., Фридман Дж.) 18. «Тот самый виконт «(штрихи к портрету Р.Виндермана) // Ковчег. Очерки по истории томской культуры». Томск: ООО РИА «ТОЯН», 2011. С.243-258 19. Рифмы с «чужими текстами»: «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской и «Дом, который построил Свифт» Г.Горина // Проблемы поэтики и стиховедения: Материалы IV Международной науч.-теоретической конф. (24-25 мая 2012) – Алматы: «Yлагат», КазНПУ им. Абая, 2012. - С. 183 – 185 20. Маски в пьесе Виктора Коркия «Гамлет.ru» // Polilog. Ctudia neofilologiczne, nr. 2, Slupsk, 2012.- С. 303-313 21. Трансформации протосюжетов в «Нашествии» Л. Леонова и «Драконе» Е.Шварца // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2012. - С. 192-197 22. Поэтика повторов в пьесе Л. Леонова "Нашествие" // "Точка, распространяющаяся на все..."- Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - С. 450-467 23. «Три сестры» А.П.Чехова и «На дне» М.Горького: одновременность поисков в разных направлениях // «Европа чете Чехов». Международная научная конференция 7-9 окт. 2010, Доклады и сообщения./ гл. ред. Наталия Няголова. Велико Тырново, Универеситетско издательство «Св. св. Кирилл и Мотодий», 2012. - С. 46-58 24. Чехов – неисчерпаем… // Сибирский филологический журнал, Новосибирск, 2012, № 4. –С. 222-226 25.Стратегии удвоения в поэтике пьесы В.Максимова «Кто боится Рэя Брэдбери?» // Научные труды Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова, № 3 (24), 2012. – С. 20-23 26. «Прекрасная Елена» - проблема идентификации «ленинградского» текста В.Масса и Н Эрдмана // Театрон, СПб., 2013, № 1, с.43-52. 27. "Прощание в июне": два томских спектакля и пьеса // В мире Александра Вампилова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. С.70-80. 28. Тот самый виконт // Роман Михайлович Виндерман. Книжная серия «Жизнь замечательных томичей». Вып.14. Сб. библиографических материалов. Томск, 2013. С.15-26. 29.Сценическая интерпретация повести «Котлован» в театре «Скоморох» как повод для размышлений о художественной прозе А.Платонова // Роман Михайлович Виндерман. Книжная серия «Жизнь замечательных томичей». Вып.14. Сб. библиографических материалов. Томск, 2013. С.145-148. 30. Третьяков и Брехт //- Брехтівський часопис. Brecht-Heft. Статті. Доповіді. Есе. Збірник наукових праць (Філологічні науки), Идея и шеф-редактор доктор филологических наук, професор А.С. Чирков. Житомир, №3, 2013. С.65-79. 31. Сергей Третьяков – учитель Бертольта Брехта// Сибирский филологический журнал, 2014, № 2. С. 118-125. 32. Евгений Шварц// Русская литература ХХ века: 1930-е – середина 1950-х годов: в 2 т.: Т.1: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - (Серия: Бакалавриат). С.305 – 331. 33 . Драматургия Великой Отечественной войны // Русская литература ХХ века: 1930 -1950-х годов: в 2 т.: Т.2: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования- М. : Издательский центр «Академия», 2014. - (Серия: Бакалавриат). С. 504 – 515 (В соавторстве с Н.Л.Лейдерманом). 34. Город как герой в пьесах Е. Шварца военных лет ("Одна ночь", "Дракон") // Запечатленная победа: ключевые образы, концепты, идеологемы. Тезисы докладов Международной научной конференции. СПб., 2015.С. 20-21. (соавтор Русанова О.Н.) 35. «Горе от ума» А.С.Грибоедова и «Борис Годунов» А.С.Пушкина как направления поисков в драме.// Литература и театр: Коллект. монография – М. : ГЦТМ им. А.Б.Бахрушина.2016. – «Бахрушинская серия». – С.12-19. 34.Тексты помощника режиссера в обозрении В.Масса и Н.Эрдмана «Одиссея»: природа и функции // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 11 (176). С. 124-130 (соавтор Н.А.Бабенко) 35. Проблема героя в пьесе А.С Грибоедова «Горе от ума»// Театр и драма: эстетический опыт эпохи: материалы Всероссийской конференции. Новосибирск: Изд-во НГТИ, 2016. С. 77-88. 36. Драмы-притчи Александра Чиркова, или В поисках ответов // Чирков Александр. Время и времена. Драмы притчи. Россiйскою мовою. – Житомир : Видавец О.О. €венок, 2016. С. 3-23. |