Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Опера Доницетти «Мария Стюарт» в Московской филармонии: Битва за высоту

Цикл «Оперные шедевры» в Московской филармонии открылся концертным исполнением оперы Доницетти «Мария Стюарт» с роскошным составом исполнителей. Блеска не хватило только оркестру

Ведомости / Воскресенье 30 сентября 2012
В центре доницеттиевского шедевра, входящего в «тюдоровскую» серию, находится противостояние двух королев — правящей Елизаветы Первой Английской и томящейся в неволе претендентки на престол — Марии Стюарт, низложенной королевы Шотландской. Соответственно, главной интригой любого исполнения оперы становится противостояние двух певиц. Так произошло и в Москве: Филармонии удалось залучить двух звезд — болгарку Александрину Пендатчанску и латышку Ингу Калну. Выбрать из них победительницу действительно оказалось трудно.
Александрина Пендатчанска — упругая красавица-брюнетка с плотным и здоровым голосом. Исполняя Елизавету, она не жалела страстей, стремясь каждой фразой гордо утвердить себя и испепелить соперницу. Ее вокальный аппарат вполне гибок, все колоратуры были на месте — и все же на первом плане оказалась именно яростная мощь, хлещущее через край форте и фортиссимо. Конечно, певица откровенно форсировала звук, но чувствовалось, что ей это пока дается легко: молодой и крепкий голос не выказывал ни малейших признаков усталости.
Если Елизавета — на троне, то у ее заточенной в замок соперницы есть свое преимущество — граф Лестер, любимый обеими, отвечает взаимностью именно Марии. У счастья другой звук, чем у ненависти, — для него и создан голос Инги Калны. Это артистка дородная и величественная, держащая себя перед публикой как истинная примадонна, снисходящая до милостивой улыбки в ответ на слишком уж назойливые аплодисменты. Поет она чарующе женственно, голос звучит объемно, мягко, колоратуры льются без малейшего напряжения. Кална любит филировать, щеголять эффектным пиано, и мастерства ее не оспоришь, хотя изредка, на нюансах, легкий кастрюльный призвук в голосе появляется.
Центральная сцена оперы — финал первого акта, где две королевы схлестываются в жестком диалоге. Здесь Марии, услышавшей в свой адрес и про любовников, и про не вполне ясные обстоятельства смерти ее бывшего мужа, приходится говорить с фурией на ее языке — и Инга Кална выдала звук, страсть и темперамент ничуть не меньшего масштаба, чем Александрина Пендатчанска. Неожиданность поджидала нас на последней ноте этой сцены. Исполнительская традиция ХХ века требует от Марии — а не от Елизаветы, тесситура чьей партии несколько ниже, — идти здесь на верхнее ре. Однако на сцене произошло обратное. Верхнее ре взяла как раз Елизавета устами Александрины Пендатчанской — правда, тут же осеклась и зажала рот рукой. Очевидно, между артистками существовал уговор не идти на верхнее ре, о котором Пендатчанска забыла (или сделала вид, что забыла). Своим растерянным видом она искупила перед коллегой вину и, к удовольствию зала, две примы обнялись. Инга Кална оставила нас без верхнего ре и в финале второго акта; пожалуй, эта высота — единственная, которую латышка в этот вечер уступила болгарской сопернице.
Между тем был весьма хорош и тот, за чье сердце бились две столь пылкие натуры: молодой турок Бюлент Бешдуц спел графа Лестера с умом и выдержкой, его тенор порадовал мягким звучанием, надежностью и недурным вкусом. Добросердечного графа Тальбота спел еще один молодой певец — бас Мирко Палаццо, прекрасно вписавшийся в столь сильный ансамбль. Ничуть не уронили планку и два русских участника, подающие надежды солисты Большого театра, — эффектный баритон Константин Шушаков, исполнивший партию мрачного лорд-канцлера Сесила, и Надежда Карязина, чье звучное меццо бросало вызов и двум героиням вечера.
Дирижер Джулиан Рейнольдс обеспечил слаженный ансамбль между певцами, хором (Русский хор имени Свешникова) и оркестром «Новая Россия». К сожалению, он ничего не мог поделать с вязким, лишенным отточенности стилем игры этого оркестра, казалось бы уже поднаторевшего в концертных исполнениях итальянских опер. На фоне шамкающих, гулких струнных и вокал терял должную ясность. Общее звуковое пространство превращалось в затхлый подвал, не продуваемый ветром. Изящная и броская партитура Доницетти заслуживала много большего.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков