Театральная критикаАдрес статьи: http://www.vedomosti.ru/friday/article/2012/09/14/20301 Рядовых тут нетГлавным событием филармонического сентября станет выступление оркестра Люцернского фестиваля под управлением Клаудио АббадоВедомости / Пятница 14 сентября 2012 Маэстро Аббадо нам, конечно, знаком: он приезжал в Москву не раз, в частности с Берлинским филармоническим оркестром в бытность его главным дирижером, и забыть то впечатление невозможно. Теперь же Аббадо везет к нам другой, не вполне обычный оркестр. Еще в 1986 году Аббадо основал Молодежный оркестр имени Густава Малера. Он выступал с ним много и успешно, но молодежи свойственно подрастать, и в 1997 году Аббадо образовал из части музыкантов новый оркестр — Малеровский камерный. Название подчеркивало преемственность, но и содержало некое противоречие: играть камерным оркестром произведения Малера никак нельзя, для них, как и для вещей других поздних романтиков, нужен большой симфонический состав. И вот в 2003 году на фестивале в Люцерне на основе Малеровского камерного был создан Люцернский фестивальный оркестр. Так поступают нередко — нанимают недостающих музыкантов из других коллективов, чтобы сыграть большую партитуру. Однако Аббадо пригласил для усиления состава не рядовых оркестрантов, а видных концертмейстеров, авторитетных профессоров, а то и вовсе известных солистов — к примеру, в группе виолончели по доброй воле сидела Наталия Гутман. У такого решения есть предыстория. Летом 1938 года, когда Гитлер уже занял Австрию, пылкий антифашист Артуро Тосканини призвал порядочных музыкантов бойкотировать фестивали в немецком Байройте и австрийском Зальцбурге, а собрал их в Люцерне, на территории свободной Швейцарии, и дал гала-концерт, с которого и началась история фестиваля. Сегодня никакой политической программы Люцернский фестивальный оркестр не предлагает, но идея свободы осталась. Он сезонный, летний — это как бы сотворчество выдающихся артистов, кто вознесся так высоко, что запросто может сделать шаг на ступеньку ниже. Возможно, в Люцернском оркестре меньше солдатской дисциплины, зато присутствует дух импровизации. Готовятся к концертам они, надо сказать, основательно: на фестивале каждому выступлению с новой программой предшествует десять дней репетиций. А прежде чем музыканты возвращаются на основные места работы, оркестр немножко гастролирует, и в этом году к городам Европы добавилась Москва. Знаменитая португальская пианистка Мария Жоао Пиреш сыграет у нас Концерт соль мажор KV 453 Моцарта. Для этого сочинения с избытком хватило бы и камерного состава, но, очевидно, Клаудио Аббадо хочет показать Люцернский фестивальный именно в двух контрастных форматах. Во втором отделении понадобится весь оркестр: прозвучит симфония — хоть и Первая, но уже полноценная брукнеровская симфония с долгим развертыванием, монументальными кульминациями и медлительной лирикой. 19 сентября, Концертный зал им. Чайковского, www.meloman.ru |