Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Родится ли песня протеста?

В Фейсбуке появилась группа «Конкурс песен протеста «Белая лента». «Моя задача (сверх-задача), – пишет создатель группы Николай Формозов, – чтобы выявилась песня, которая всех объединяет. А то от речей уши уже отваливаются».

Ведомости / Понедельник 13 февраля 2012
Можно соглашаться с Николаем или нет, но стоит сказать ему спасибо уже за саму постановку вопроса. Идеология разъединяет, а мелодия объединит. Найдется ли такая мелодия?
Конкурс пока не объявлен, но в группе уже даны ссылки на несколько видеороликов с песнями. Вот самодеятельный ансамбль-солдат, вот панк-дефиле феминисток, вот одинокий ИТР с гитарой. Есть выступление профессиональной рок-команды, есть пародийный мультик с куплетами. Есть даже песня, написанная музыкальным критиком Артемией Троицким.
Хороши или плохи эти песни – дело вкуса. Но ни одну из них Болотная площадь хором не запоет. Но может, такая песня еще появится? Может, в эту минуту кто-то вдохновенно дописывает последний куплет?
По идее, массовое протестное движение должно родить массовую протестную эстетику. В таком случае, она должна противостоять эстетике официальной. Но проблема в том, что никакой официальной эстетики-то нет. Это раньше в одно ухо пели «Песню дружбы запевает молодежь», а в другое – «Возьмемся за руки, друзья». Теперь ни у той, ни у другой стороны нет своих песен.
Последними представителями власти, кто посчитал нужным иметь нормативную музыкальную платформу, были товарищи из ГКЧП. Чайковский у них просто оказался под рукой. Удержись они, Чайковским бы не ограничилось. Но за три дня много не сделаешь.
С момента их падения страна живет без своей официальной музыки. Наш гимн – старый гимн СССР. Один наш президент знает песню«И снится нам не рокот космодрома», другой – песню Smoke On The Water. Но массовых песен (как и симфоний), восславляющих президентов, у нас нет. Поисковик официального сайта «Единая Россия» тоже выдает ответ:«По запросу “гимн” ничего не найдено».
Что ж, это вполне соответствует цивилизованной практике большинства демократических государств. Поэзия, музыка нужны тиранам, чтобы воспевать их сакральную власть. Остатки придворного искусства ныне существуют лишь там, где хранится фасад монархии – например, в Великобритании. А президентам в современных пиджаках музыка не нужна – они же просто чиновники на службе у налогоплательшиков.
Но вот пошли протестные митинги, и возникла нужда в пику им проводить митинги в поддержку. Там и там потребовалась культурная программа. На Болотной площади выступал Юрий Шевчук, на Поклонной горе провели концерт«Играй, гармонь любимая». По этому поводу Евгения Пищикова на OpenSpace.ru написала: «Почему на Болотной оказался Шевчук, понятно – не всякий из нас слушает “Родина-уродина” на ночь, но перед нами понятное и вполне объединяющее гражданское музыкальное сообщение. А что гармонь-то? Для кого она?»
Гармонь напоминает о былых временах, о концертах в Кремле, она для тех, кто упивается ностальгией. Для молодых – едва ли. Но не думаю, что и музыка Шевчука так уж объединяет всех. Она тоже принадлежит лишь к одной из протестных субкультур.
В последнее время замечено, что искусство людей скорее разъединяет. Каждый потребляет его за своим компьютером. Искусства стало так много, что у каждого теперь свой фильм, своя книга и своя музыка. Самый известный в мире российский композитор молодого поколения Дмитрий Курляндский прямо говорит о том, что музыка помогает человеку осознать свою непохожесть на других людей. Но и общенародная популярность звезд тоже не абсолютна – потребитель делится на ниши, на страты, на касты, а рынок дробится, спеша за ним.
Как в ситуации тотального плюрализма написать объединяющую песню? Ведь чтобы объединить всех, нужно писать про что-то в самом деле всеобщее – про любовь, доброту, стремление к счастью. Ну, можно еще написать про честность, про чувство достоинства, ответственность перед детьми. Если движение«Белая лента» в самом деле объявит конкурс – настоящий, с жюри, с премиями – то жди таких песен.
Я очень сочувствую идее такого конкурса. В нем наверняка примут участие одаренные авторы. У нас очень много нерастраченных творческих сил. Будет еще лучше, если и власть тоже объявит свой конкурс. В нем тоже наверняка примут участие одаренные авторы. Композиторы и текстовики – существа по-здоровому беспринципные. Но они не напишут песню «Да не иссякнет нефть родная». Они напишут ровно о том же – о человечности, любви и детях. Потому что писать будут для людей, а люди в лучших чувствах едины, на какой бы площади им не довелось стоять. И будет вполне логично, если в обоих конкурсах победит одна и та же песня.
А протестных песен пусть будет не одна, а много – столько же, сколько речевок или транспарантов.

Современные русские композиторы: Дмитрий Курляндский
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков