Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Перед приходом тьмы

Один из лучших барочных ансамблей мира исполнит позднюю ораторию Генделя

Ведомости-Пятница / Пятница 11 ноября 2011
Очередной проект Московской филармонии обещает нам радость первого исполнения в столице одного из бесспорных шедевров барокко — оратории Генделя «Иевфай». К концу жизни Гендель перестал писать оперы и переключился на оратории. Одна из причин состояла в том, что композитора стали вдохновлять библейские сюжеты, а разыгрывать их на оперной сцене считалось кощунством и даже было законодательно запрещено.
Некоторые из поздних ораторий Генделя по праву считаются вершинами его творчества. «Иевфай» — последняя из этих вершин. Гендель написал ее 1752 году, в возрасте 67 лет. Во время работы над партитурой он стал терять зрение и через несколько месяцев после ее окончания ослеп.
История Иевфая рассказывается в Книге Судей. Он был сыном наложницы, которого законные сыновья после смерти отца выгнали из дома. Вскоре, однако, стране потребовалась защита, и братья пришли к Иевфаю. С этого эпизода и начинается оратория. Один из братьев просит Иевфая забыть старую обиду и возглавить поход на аммонитян. Иевфай заключает с братом договор: в случае победы он получит власть. Но Иевфай заключает договор и с Богом: в случае победы он принесет в жертву первого, кого встретит по возвращении домой. Иевфая провожают на войну любящие жена и дочь с женихом. В начале второго акта герой возвращается с победой. Первой его встречает собственная дочь. Звучат ликующие арии и хоры, лишь отец-победитель в отчаянии. Наконец он открывает родным причину. Жена требует найти другую жертву, отважный жених дочери предлагает себя, и только Иевфай понимает, что изменить ничего нельзя. Узнав о грядущей смерти, дочь проявляет смирение и покорность судьбе.
Конец второго акта — ключевая сцена оратории. Страна объята ужасом: роковой обет необходимо выполнять. Герой, разивший врагов на поле брани, раздавлен, он прямо так и поет: «Я больше не могу». Хор выражает самоощущение целого народа: «Какая тьма». Слепнущий Гендель написал эту сцену, считают исследователи, выразив персональное чувство неизбежной потери. У Генделя, в отличие от Иевфая, никогда не было ни семьи, ни детей. Его детьми были только его творения, и он понимал, что оратория про отца и дочь станет последней из них.
В начале третьего акта Гендель живописует безысходную печаль то мрачными, то светлыми красками: близится час жертвоприношения — жрецы угрюмы, дочь послушна и кротка. И вдруг звучит ре-мажорная симфония в танцевальном ритме. Появляется Ангел, возвещающий волю неба: дочери Иевфая даруется жизнь, которую она отныне должна посвятить Богу. Таким образом, в проигрыше оказывается лишь жених, но в общем контексте торжества и ему приходится спеть одну из ликующих арий.
Оратория «Иевфай» сочетает лучшее, что можно почерпнуть, с одной стороны, из оперы, с другой — из духовной музыки. В ней есть драматичный сюжет, трогательные ситуации, действующие лица наделены характерами. Вместе с тем избранный народ общается с Богом при помощи хоралов и фуг. Что редко — в оратории есть дуэт, квартет и даже квинтет.
Если бы московские слушатели могли заказать по собственному желанию лучших для «Иевфая» исполнителей, то они наверняка выбрали бы Уильяма Кристи и его ансамбль Les Arts Florissants — помня о том, каким подарком в прошлом сезоне оказалось исполнение опер Перселла и Шарпантье на сцене Зала им. Чайковского. Именно этот ансамбль к нам с «Иевфаем» и приедет — турне оратории начнется в Москве, чтобы потом продолжиться в Европе.
Les Arts Florissants («Цветущие искусства») — один из лучших в мире барочных коллективов, в который входят оркестр старинных инструментов, хор и солисты. Все они одновременно актеры и танцоры, их исполнения опер и ораторий не назовешь концертными — участники ансамбля разыгрывают действо в мизансценах, разве что без декораций. Не исключено, что нас ждет событие сезона.
14 ноября, Концертный зал им. Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53

В проигрыше оказывается лишь жених, но и ему приходится спеть ликующую арию
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков