Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Саксония, страна стихий

Музыка внутри и музыка снаружи: Дрезденский музыкальный фестиваль выплеснулся из-под сумрачных церковных сводов на солнечную набережную Эльбы

Ведомости / Пятница 24 июня 2011
«Пять элементов» — таков девиз нынешнего феста, программу которого уже третий год формирует интендант Ян Фоглер. Виолончелист по профессии, он креативен, молод, подвижен и полон разнообразных идей. Например, как впрыснуть в дряхлеющую культуру Европы свежие силы и дерзкий дух музыкальных первопроходцев родом с других континентов. Одна из программ прошлого фестиваля называлась Neue Welt («Новый Свет») и была посвящена Америке. Мотто нынешнего явственно указывает в сторону Азии — туда, где зародилась философия гармонического существования первоэлементов. Откуда родом жена самого Фоглера. И откуда по Великому шелковому пути шли в Европу пряности, ткани и философские идеи.
Так что в этом году акцент был сделан на азиатской музыке и азиатских музыкантах: опусы Тан Дуна, Тори Такемицу и Тошио Хосокавы шли вперемежку с Моцартом и Бетховеном. В разнообразных ансамблях и инструментальных дуэтах европейские скрипки и виолончели отлично уживались с традиционными азиатскими пипой и шенгом. Открывало фестиваль выступление Сингапурского симфонического оркестра под управлением Лан Шуя, солировал в Вариациях на тему рококо Чайковского сам Ян Фоглер. Продолжил — концерт невероятно техничного и сыгранного Токийского струнного квартета, в котором — что символично — два европейца и два японца. А ближе к финалу знаменитый хор «Рустави» (Грузия, как известно, тоже стояла на Великом шелковом пути) спел грузинские сакральные песнопения и поучаствовал в представлении театра танца из Тайваня «Облачные ворота», который станцевал «Песни странников».
Стихии воздуха, света, камня, воды и земли переплелись в Дрездене в гармонически сложное единство. Под знаменитой Зеленой террасой, названной Гете «балконом Европы», плескались коричневатые волны Эльбы. Все вокруг было залито солнечным светом: каменные кружева гениальных творений Пёппельманна, звонницы соборов, разноликая, говорливая толпа на набережной. Фестиваль тоже выплеснулся на площадь концертом open-air Саксонского хора и Нового оркестра Эльбы. Звуки его причудливо смешивались с уличным гомоном толпы, гудками прогулочных пароходиков и звоном колоколов, плывущих над разгоряченным городом.
Покуда самодеятельные ансамбли пели хоры и гимны на Зеленой террасе, а у Кафедрала бравые духовички из Петербурга играли все подряд — от Щютца до Римского-Корсакова, являя потрясающую крепость амбушюра, на фестивале события шли своим чередом. В финале фестиваля в Кройцкирхе Кристоф Эшенбах поразил глубиной интерпретации Третьей симфонии Сен-Санса: в музыке, похожей на Брамса, присутствовал и чисто французский шарм, и изящество, и некое отстраненное любование процессом изложения мысли.
Впервые за много лет в Дрезден пожаловали знаменитые Берлинские филармоники, предводительствуемые сэром Саймоном Рэттлом, и выступили в зале Земперопер. Шестая симфония Малера прошла феноменально отчетливо — по мысли, артикуляции, архитектонике целого. Уже по первым фразам можно было судить, насколько ясно и логично мыслит сам дирижер. Совершенный англичанин: ни грамма немецкой сентиментальности или тем паче идеалистических порывов. Неукротимая воля слышалась в каждом шаге оркестра, в неотступных резких аккордах. Так идут на смертный бой те, кто решился победить или умереть. Симфония предельных страстей обретала под руками дирижера истовость интеллектуального напряжения и яркую театральность сцен-частей. Последний удар оркестра пал тяжко и неотвратимо, как лезвие гильотины. Это был момент потрясения: аплодисменты после него раздались нескоро — но были сокрушительны.
Фестиваль, перешедший под начало Фоглера три года назад, ощутимо набирает обороты: тысячи исторических, культурных, музыкальных связей фокусируются в нем. Саксония вновь становится Саксонией, страной празднеств, истории и культуры, явственно, с усилием преодолевая, превозмогая исторически негативный отпечаток ГДР. И фестиваль, основанный в ГДР более 30 лет назад, тоже изменился: стал более свободным, разнообразным и открытым миру.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков