Театральная критикаНеформатное событиеФламенко — жанр слишком консервативный для того, чтобы соседствовать с актуальным искусством, которое предпочитают фестивали. Но «Автопортрет» Марии Пахес останется одной из эмоциональных вершин нынешнего Чеховского фестиваляВедомости / Вторник 21 июня 2011 Мария Пахес еще не успела выйти на сцену Театра имени Моссовета, как ее уже окрестили «молодой Кристиной Ойос» — и это самый большой комплимент, который может выдать Москва: до нас исполнители фламенко доезжают очень редко, гораздо реже, чем до любых других танцевальных столиц. Поэтому выступление одной из величайших испанских танцовщиц анонсировали рассказом о том, что идею «Автопортрета» ей подарил Михаил Барышников: его нью-йоркский Центр искусств мгновенно пеленгует любое перспективное явление в хореографии, и не только. Труппа Марии Пахес включает четырех танцовщиков, четырех танцовщиц, пару вокалистов, несколько инструменталистов и саму приму, вокруг которой развертывается полуторачасовой спектакль. Он начинается с номеров, увлекающих своей традиционностью, в которых узнается классический испанский танец, естественно ощущающий себя не на сценах размером со стадион, а в полутемных кабачках, где взгляд имеет не меньшее значение, чем захватывающий перестук каблуков. Тем не менее череда номеров, безостановочно идущих полтора часа, оказывается картиной современных трансформаций фламенко, которые вместе с декорациями, прихотливым светом и эффектными костюмами позволили себе и большую телесную раскрепощенность: свободу корпуса, замысловатость рук, плетущих самостоятельный кружевной рисунок, щегольство будто независимых от них ног. Однако старое великое фламенко узнается благодаря энергии, пронзающей зал: Мария Пахес не только виртуозно владеет своими руками и ногами — она держит под контролем эмоции зрителей, сменяя один сдержанный танец другим, столь же суровым. Ее партнеры лишь аккомпанируют ей, давая возможность передышки. Сюжет судьбы вырисовывается не из взаимоотношений с окружающими — из монологов, где движения, ни одно из которых пропустить невозможно, оказываются самым честным эквивалентом натуры яростной и бескомпромиссной. Таких натур в искусстве немного, и рамки жанров и театральные форматы для них — пустая формальность. |