Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Неврозы «Саломеи»

На зальцбургском Пасхальном фестивале было много недовольных, и это заставляет верить в художественные достижения Саймона Рэттла

Ведомости / Четверг 05 мая 2011
Пасхальный в Зальцбурге — пример того, как делается хороший современный фестиваль. В основу его программы кладется некая идея, может быть и спорная. На этот раз — что революционным событием для музыки 1900-х была опера Рихарда Штрауса «Саломея». Ее успех, последовавший за запретом в Германии и скандальной премьерой в 1905-м в Граце, сегодня кажется общим местом. Не зря Дягилев, до войны мечтавший работать с известными авторами, обхаживал композитора, чтобы тот написал что-нибудь для «Русских сезонов» (в итоге появилась скромная удача, балет «Легенда об Иосифе»). Ныне в Зальцбурге не просто поставили «Саломею» как историю классического случая неврастении, но и сопроводили ее программой симфонических и камерных произведений, призванных оттенить Штрауса. Оркестр Берлинской филармонии и его солисты сыграли «Семь ранних песен» Альбана Берга, «Ожидание» Шенберга, Пятую симфонию Малера и Вторую Рахманинова.
Но ждали именно «Саломею». Ее ставил 41-летний норвежский режиссер Штефан Херхайм, главное открытие европейского театра последнего времени. В «Саломее» эффектны и декорации: постоянный соавтор Херхайма Хайке Шееле (после их совместного «Парсифаля» в Байройте журнал Opernwelt признал ее лучшим художником 2009 года) поставила посреди сцены огромный телескоп, который глядит на огромную Луну, а временами превращается в огромную пушку, напоминающую «Большую Берту», из которой немцы в Первую мировую обстреливали Париж. Кайзеровская униформа солдат тоже отсылает к эпохе, наступившей вскоре после премьеры «Саломеи». Тем самым история о патологическом желании поцеловать голову Иоканаана превращается в универсальную, библейские сюжеты уступают место иным. Находкой можно считать само явление Саломеи, буквально сваливающейся на голову с Луны, откуда размножатся и семь исполнительниц танца семи покрывал: так остроумно видео, связывающее экран и реальность, в опере еще не использовали. Эротики же, из-за которой в свое время досталось автору пьесы Оскару Уайльду, на сцене мало, самым эротичным можно считать миг, когда Саломея запрыгивает Иоканаану в огромный рот.
С голосами постановке повезло меньше, чем с декорациями. Американская сопрано Эмили Маги не справляется с заглавной партией ни музыкально, ни драматически. Получше идут дела у ее партнеров по сцене, но вряд ли кого из них позовут при переносе постановки Херхайма в испанский Королевский театр (о долговременном сотрудничестве с Зальцбургом торжественно договорился Жерар Мортье, бывший интендант здешнего летнего фестиваля, возглавляющий сейчас оперу в Мадриде).
Голосовой разнобой, а также жестковатый звук Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэттла (порой он перекрывал певцов) вызвали волнение в критике. Венская пресса вновь задалась вопросом, насколько Рэттл оперный, а не симфонический дирижер. Один из влиятельных критиков написал, что Караян не случайно выбирал для таких опер исключительно Венский, а не Берлинский филармонический оркестр.
Венцы давно неровно дышат в сторону Зальцбурга в целом и Рэттла в частности. Тенденциозность кажется необъяснимой, если забыть, каким сильным — и не всегда по делу — было влияние Караяна на австрийскую музыкальную жизнь и как многие все еще остаются жертвами этого влияния. Спор о природе двух оркестров — из числа мистических, проявление еще одного невроза культуры, поддающегося излечению только временем.

План-2012
В будущем году Алетта Коллинс поставит «Кармен» Бизе с Магдаленой Коженой и Йонасом Кауфманом. Зубин Мета продирижирует Брукнером, Рэттл – Бетховеном, Шуманом, Форе и Лучано Берио; среди солистов – Эммануэль Акс и Кейт Руаяль.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков