Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

История с приписками

Алексей Гориболь и Полина Осетинская уложили в одну люльку Моцарта и Грига. Третьим под одеялом оказался Владимир Мартынов

Ведомости / Четверг 28 апреля 2011
Миф о Моцарте рисует его вечным юношей и божественным совершенством. Как ни удивительно, лучшим людям европейской культуры некогда могло казаться, что Моцарт хорош, но несколько устарел, да и звучит небогато. В конце XIX в. дерзкий гений норвежского романтизма Эдвард Григ подписал к четырем сонатам и одной фантазии Моцарта партию второго рояля.
До него так поступали и другие романтики: кто не знает знаменитую Ave Maria, в которой Гуно присочинил к баховской прелюдии мелодию? Заметим, что транскрипцией такой подход не является: сам текст Моцарта у Грига остался в неприкосновенности, он снабжен лишь исполнительскими указаниями. Один пианист играет в чистом виде музыку Моцарта, а другой — музыку Грига, и все это происходит, как говорит Евгений Гришковец, одновременно.
Сторонникам историзма полагается в таком случае закусить губу и обвинить Грига в вульгаризации Моцарта. Аргументами «за» будут не только талант и остроумие, с какими Григ обделал свои сомнительные приписки, но и его искренняя убежденность в том, что история музыки развивается в терминах прогресса, а значит, классикам прошлого необходимо устроить апгрейд с применением новейших изысканий в области гармонии и концертного стиля.
Сонаты Моцарта — Грига — новый проект блестящего фортепианного дуэта Алексея Гориболя и Полины Осетинской, представленный в камерном зале Дома музыки. Пианисты меняются местами, но Моцарт всегда задает тон, а Григ вторит, прислушиваясь и выводя замысловатые контрапункты, добавляя голоса, усложняя гармонии, обставляя пустоты предметами пышности и роскоши. В результате образуется иногда романтическая чертовщина, иногда — тоскливые колокольные звоны, почти как во Втором концерте Рахманинова. Но неизменный Моцарт, всегда выныривающий из любой заварухи, сообщает целому чувство меры.
Нисколько не удивительно, что в стороне от такого проекта не мог остаться Владимир Мартынов. Получив заказ от Гориболя, он потребовал себе копии опусов Моцарта — Грига и изучил с не меньшим вниманием, чем артисты. Что и говорить, времена изменились. Через сто с лишним лет после Грига история музыки уже не представляется композиторам торжеством прогресса, а даже ровно наоборот. Поэтому, прежде чем нанести на бумагу первую ноту от себя, Мартынов дал слово Моцарту и Григу. Он организовал их развод и восхищенно продемонстрировал каждого по отдельности — хотя на такую честь Григ нисколько не претендовал. Первая половина опуса Мартынова, названного Quasi una fantasia, представляет собой монтаж кусочков из до-минорной фантазии: фрагменты из моцартовского оригинала и григовского аккомпанемента Мартынов ловко пригнал один к одному в последовательности. Одни и те же фразы по-разному звучали у пылкого Флорестана (Полина) и меланхоличного Эвсебия (Алексей). Они чередовались с тишиной, пока не набежала волна и все не потонуло собственно в музыке Мартынова. Которая оставалась собой недолгое время, пока сверху не плюхнулось «наше всё» — экстатическая тема из «Евгения Онегина» Чайковского. Запах капустника пронесся, но тут же исчез. Осталась вдохновенная «куча мала», в которую общими усилиями спрессовалась история классической музыки.

Причуда гения
В 80-е гг. прошлого века сонаты Моцарта – Грига открыл нашей публике Святослав Рихтер, исполнявший их вместе с Елизаветой Леонской. Но классики в обработке романтиков стали систематически исполняться лишь в последнее время, в связи с расширением представлений об аутентизме.

Современные русские композиторы: Владимир Мартынов
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков