Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Большой оригинал

Шедевр композитора Бородина — великая русская опера «Князь Игорь» — удостоился мировой премьеры. Это не шутка: впервые в истории был исполнен авторский вариант

Ведомости / Понедельник 04 апреля 2011
Когда 53-летний профессор химии Александр Бородин вдруг упал, оттанцевав в косоворотке на масленичном балу, опера «Князь Игорь» была сочинена на 90 и оркестрована на 40 процентов. На следующее утро на квартиру покойного пришли Римский-Корсаков и Стасов, чтобы унести все рукописи. Через три года — в 1890 году — «Князь Игорь» увидел свет в варианте Римского-Корсакова и Глазунова. Несмотря на то что в 1940-е годы музыковед Павел Ламм собрал все материалы Бородина, «Князь Игорь» продолжал идти поправленным и дописанным. Подобная участь постигла оперы Мусоргского, но если они давно уже исполняются — не скажу: ставятся — в духе максимальной близости к оригиналу, то подлинный «Князь Игорь» явился из архивов Музея Глинки только сейчас.
Почему не раньше? Возможно, исследователей и издателей отпугивал сам объем работы — но и сейчас, когда появился компьютерный набор нот, масштабы труда, осуществленного музыковедом Анной Булычевой, трудно переоценить. Такт за тактом Булычева, сличая оригиналы с партитурой Римского-Корсакова, расчищала авторский текст, нередко измененный благородным другом и редактором в соответствии с его представлениями об оркестровке, гармонии и их взаимосвязи. Дирижер Константин Чудовский оркестровал несколько номеров.
Огромная, почти четырехчасовая опера предстала перед нами, как грандиозная картина после реставрации, — во всем богатстве деталей и внутренних связей. Выражение «приобрела иное звучание» здесь нужно применить буквально. Звук Бородина не такой звонкий и стройный, как звук Римского-Корсакова, но в нем есть интересные пустоты, аскетизм и подлинные новации — вроде кларнета, играющего не в той тональности, в соответствии с поведением пьяного князя Галицкого.
Реставратором восстановлен авторский план оперы: Половецкие пляски теперь венчают первый акт. Раскрыты купюры, сделанные по цензурным соображениям, — например, сцена путча, который затевает Галицкий, или неприглядные картины винопития. В свою очередь, убраны эпизоды (в том числе увертюра), целиком скомпонованные Глазуновым.
Сегодня бы сказали, что «Князь Игорь» вышел в режиссерской версии. Но режиссура как раз отсутствовала: это было концертное исполнение, проведенное на сцене Дома музыки силами театра «Геликон-опера». Дирижер Владимир Понькин, артисты, хор и оркестр (заметно малочисленный) в целом крепко провели оперу. Авторский «Князь Игорь» будет первым спектаклем, который поставят в «Геликоне», когда ему достроят, наконец, большую сцену. Нет сомнений, что режиссер Дмитрий Бертман придумает эффектную интерпретацию: судя по обмолвкам солистов труппы, князь Игорь героического ореола будет лишен. Тем ценнее, что нам дали познакомиться с оригиналом творения Бородина, светлее и лучезарнее которого ничего нет в русской культуре.

Князь Нью-Йорка
На Западе оперу Бородина знают меньше, чем оперы Мусоргского и Чайковского. Однако в 2014 г. ее планируют ставить в нью-йоркской Метрополитен-опера. Дирижером будет Валерий Гергиев, режиссером – Дмитрий Черняков. Тем временем авторской версией заинтересовались фестиваль в Брегенце и режиссер Дэвид Паунтни.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков