Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Союзное государство

«Снегурочка» Сусанны Цирюк прописалась в Минске, но могла бы составить честь главным столичным театрам России

Ведомости / Вторник 01 февраля 2011
Премьера Белорусской оперы — эталонный спектакль большой формы и мастер-класс по актуальной, но бережной интерпретации русского оперного канона. Отталкиваясь от вагнерианства Римского-Корсакова, многоопытная Сусанна Цирюк уводит «Снегурочку» из заповедной пущи этнографически развесистого кича в космос европейской культуры. Любовно выделанная художественная ткань свита из колоссального количества прямых аллюзий, перекрестных ссылок и завуалированных цитат. Соединение на первый взгляд разнородных элементов в кросс-культурное целое составляет сверхсюжет постановки: веку разорванного сознания минская «Снегурочка» противопоставляет монолит авторской воли — пускай не всевышнего, но режиссера-аса.
Помня о том, что после «Снегурочки» композитор напишет оперу-балет «Млада», Цирюк выстраивает спектакль в логике синтетического жанра. Мускулистый рельеф постановки образован сплетением психологического нарратива и самодостаточного танцевального узорочья хореографа Александры Тихомировой. Создатели минской «Снегурочки» трактуют Римского-Корсакова как прото-Стравинского: Масленицу провожают фигуры, сбежавшие из «Петрушки» Бенуа — Фокина, не забыта «Свадебка» Брониславы Нижинской, кульминация предфинального «А мы просо сеяли» словно бы вынута из «Весны священной». Остроумный минус-прием, остраняющий балетные рифмы, — появление преследующих Мизгиря виллис «Жизели».
Прослаивающий спектакль балет зодиакальных созвездий членит действие, обозначая смену дня и ночи: каждая визуально манкая деталь режиссуры работает на ясность общего смысла. Вибрирующий свет Ирины Вторниковой вмиг преображает ледяные торосы слюдяного астероида сценографа Кирилла Пискунова в деревенский косогор с някрошюсовским сухостоем на горизонте. На приказ охранять Снегурочку ее вырастающему из-под земли истукану отцу отвечают невидимые обитатели маячащих на заднике планет. В сцене таяния они сначала взмоют к колосникам, а потом и вовсе скроются из поля зрения: оставшись среди людей, Снегурочка пошла против природы и лишилась покровительства невидимых с Земли небесных спутников.
Зрелищность картинки обрамляет и оттеняет обостренный психологизм постановки. Хвастаясь своим счастьем, Купава щеголяет перед Снегурочкой свадебными рушниками — и ими же, уже бесполезными, чуть позднее замахивается на невольную разлучницу; томимая жаждой любви героиня с завистью смотрит на гендерно реализовавшуюся мать. В спектакле Сусанны Цирюк «Снегурочка» едва ли не впервые за новейшую сценическую историю оперы выглядит не изощренно раскрашенным лубком, а по-человечески трогательным повествованием.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков