Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Дела семейные

Режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис превратили историю о наказанном развратнике в триллер, начисто лишенный мистики

Ведомости-Пятница / Пятница 22 октября 2010
Изначально «Дон Жуана» в Большом собирался ставить Анатолий Васильев. Когда мэтр отказался, начали спешно искать замену — и нашли ее в Экс-ан-Провансе, где эту оперу Моцарта как раз ставил Дмитрий Черняков (см. «Театр пловцов и певцов», № 26 (209) от 9 июля 2010). Летняя фестивальная премьера прошла с успехом, хотя, когда на поклоны вышел Черняков, овации смешались с буканьем.
Московские любители оперы уже оценили будущий спектакль — как всегда в случае с постановками Чернякова образовав два лагеря. Одни вздыхают, что не увидят тяжелых занавесей с кистями, камзолов, шляп, шпаг и кринолинов. Другим, напротив, активная авторская режиссура с переписыванием ремарок и переносом сюжета в наши времена до сих пор представляется знаком прогресса. Есть, однако, и такие зрители, кто к режопере (то есть режиссерской опере) равнодушен, но нельзя же не видеть, как талантливо и красиво работает Черняков.
Ни в какой ад в финале этот Дон Жуан не провалится. Как в других своих постановках — «Евгении Онегине» и «Воццеке», — Черняков в конце спектакля оставляет на сцене одинокого, лишенного надежд, потерявшего смысл жизни мужчину. К этому финалу ведет целая детективная интрига, придуманная режиссером. Ни в какую мистику, ни в какого Командора, являющегося за Дон Жуаном с того света, Черняков не верит, а всем замогильным явлениям придумывает вполне земные объяснения. Подобное мы встречали в литературе: помните мистическую собаку Баскервилей, светящуюся во тьме, при виде которой падали с разрывом сердца многие поколения английской семьи? У Конан Дойла оказывается, что один из членов той же самой семьи мазал собаке морду фосфором и в нужный момент выпускал на болото — вот и вся мистика. Так и в «Дон Жуане» все персонажи — дочери, жены, мужья или женихи друг другу. Даже Лепорелло не слуга Дон Жуана, а командорова родня. Главным же мерзавцем оказывается Дон Оттавио, который в нужный момент выпускает на сцену ряженого в роли Командора — и обеспечивает Дон Жуану сердечный приступ.
Зло мира сосредоточено не в главном герое, а в окружающем его семействе. Мстители, наказывающие развратника, лишены благородства, но не лишены чувств — и все как один очень забавны. Это такая клиника, которую населяют современные европейские типы, — в спектакле нет никаких признаков, что его ставил русский постановщик. Режиссерская работа — виртуозная, насыщенная подробностями и деталями. Некоторые из них, как, например, жевательная резинка, которую надувает Лепорелло, рассчитаны не столько на театральное, сколько на телевизионное восприятие. Все критики пишут о кинематографичности спектакля, и справедливо. Сравнивают «Дон Жуана» и с конкретными фильмами — действительно, это семейная история, как «Гибель богов» Висконти или «Торжество» Винтерберга. И все же в главном Черняков остается верен Моцарту. Герой пусть человек порочный и циничный, но гордый. Перед лицом смерти он каяться отказывается, приобретая в этот миг достоинство и красоту. Черняковский Дон Жуан именно таков.
Добиться подлинного моцартовского звука хочет и дирижер Теодор Курентзис, для этого он намерен заставить оркестр Большого театра играть в аутентичной манере. В Москве Дон Жуана споют Димитриос Тилякос и Франко Помпони. Они не участвовали во французском представлении, в отличие от Черстин Авемо (Церлина), Колина Бальцера (Дон Оттавио), Анатолия Кочерги (Командор) и Давида Бизича (в Экс-ан-Провансе он выходил в роли Мазетто, здесь же будет петь Лепорелло). Все певцы — один лучше другого. Международный состав украсит и весьма известный тенор Райнер Трост (Дон Оттавио).
28-31 октября, 2-3 ноября, Большой театр, Театральная пл., 1, тел. 250 17 53
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков