Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Апельсином в героя

Фестиваль старинной музыки в Инсбруке поменял лидера, но не курс — возрождение шедевров барокко, к которым относится и «Олимпиада» Перголези

Ведомости / Вторник 21 сентября 2010
Фестиваль старинной музыки в Инсбруке прошел уже в 34-й раз. В этом году им впервые за долгие годы руководил не прославленный дирижер и контратенор Рене Якобс (он возглавил теперь фестиваль в Потсдаме), а его бывший ассистент Алессандро де Марки. Подобные смены руководства порождают настороженность. Каким станет фестиваль без своего многолетнего лидера? Выдержит ли де Марки планку, заданную Якобсом?
Первый блин не выглядит комом. Сбалансированная программа, именитые участники, приближающаяся к стопроцентной заполняемость залов, от театра и монастыря до капеллы в замке и парковой беседки. В афише не только авторы Ренессанса (Средневековья в Инсбруке мало), но и эксперименты. Так, обладательница замечательного голоса каталонка Нуриа Риал сперва представила программу итальянцев XVIII в., а затем выступила с джазовым ансамблем венгра Элемера Балаша.
Руководимый де Марки барочный оркестр Academia Monti Regalis — из числа лучших в Европе, впрочем, в его репертуаре много произведений и для классических, а не только барочных инструментов. Оркестр выступает в Инсбруке уже не первый год, в том числе и в оперных постановках. На этот раз он играл в забытой «Олимпиаде» Перголези.
300-летие композитора требовало особого приношения — «Олимпиада» оказалась удачным выбором. Ее либреттист Метастазио был главным поставщиком оперных сюжетов эпохи. Помимо Перголези либретто воспользовались еще полсотни композиторов, переложивших на музыку хитросплетения судеб античных греков. Приключения двух влюбленных пар весьма запутанны. Отец не дает Аристее (Рафаэла Миланези) выйти замуж за любимого, а требует — за героя Олимпиады. Влюбившийся в Аристею принц Лисид (Дженнифер Ривера: партии кастратов сегодня поют сопрано) позабыл ради такой награды свою невесту Аргену (Джефри Френсис), но не верит, что сможет победить. Под его именем побеждает Мегакл (Ольга Пасечник), хотя тот сам влюблен в Аристею. Когда открывается подмена, папа впадает в гнев. Всех хотят казнить, но в последний момент все проясняется, и две свадьбы венчают оперу.
«Олимпиаду» Перголези, как раз сочинившему свой главный хит «Служанка-госпожа», заказал римский театр Тординона. У театра не было денег, композитор пожертвовал хором. Времени было тоже мало, и Перголези воспользовался находками своей последней оперы «Адриана в Сирии». Как выяснилось, зря. Римская публика почувствовала в «Олимпиаде» что-то принципиально новое, если не сказать — чуждое себе. За несоответствие ожиданиям композитора могли бы и побить, но премьерный скандал свелся к апельсину, метко пущенному из зала в голову автора.
Зато сегодня стоило не пожалеть апельсина для режиссера Александра Жулина (русское звучание фамилии случайно). Тот воспринял Перголези как не соавтора, но икону. Певцы изображают страсти, а ты пять часов ожидаешь от режиссера каких-нибудь усилий. Эффектные декорации Альфреда Петера, вдохновившегося театром Фарнезе в Падуе, толком не обыграны. Ублажается лишь слух — голоса в Инсбруке умели подбирать всегда, а де Марки считается мастером барочных интерпретаций.
В общем, за музыкальную часть фестиваля можно не беспокоиться, тем более что Инсбрук сам кует себе кадры. В этом году фестиваль впервые провел конкурс барочных певцов им. Антонио Чести. Первый приз получила уроженка Шушенского, выпускница екатеринбургского университета 25-летняя Анна Горбачева. Так русские обозначают свое присутствие не только в зрительных залах, но и на важнейших барочных сценах Европы.

Время пошло
Уже объявлена оперная программа Инсбрука на 2011 г.: фестиваль старинной музыки покажет такие редкости, как «Флавий Бертаридус» Г.-Ф. Телемана и «Ромул и Эрсилия» Йохана Хассе. Кроме того, лауреаты конкурса им. Чести поставят оперу «Калисто».
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков