Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Опера, написанная после Освенцима

На фестивале в австрийском Брегенце состоялась мировая премьера оперы советского композитора Мечислава Вайнберга «Пассажирка»

Ведомости / Вторник 17 августа 2010
Главным событием фестиваля в Брегенце традиционно считается опера на озере, чья сцена находится прямо в воде, а амфитеатр на берегу вмещает более 7000 зрителей. Второй сезон подряд здесь дают «Аиду» в величественной постановке Грэма Вика. Но не менее интересны и другие программы фестиваля, героем которых стал в этом году Мечислав Вайнберг (1919-1996).
В память композитора организован международный симпозиум, дается серия симфонических и камерных концертов, показывают две оперы — «Портрет» по Гоголю и завершенную в 70-е гг. «Пассажирку» по повести польской журналистки Зофии Посмыш. Ее опубликовала в свое время «Иностранная литература». Либреттист Александр Медведев специально встречался с автором и даже ездил с ней в Освенцим, узницей которого Посмыш была в течение трех лет. Сегодня 86-летнюю писательницу пригласили в Брегенц на премьеру. Во время репетиций режиссер Дэвид Паунтни встречался не только с нею, но и с постоянным соавтором Вайнберга Александром Медведевым.
Эту оперу очень любил друживший с Вайнбергом Шостакович, он даже признавался, что был бы счастлив, если бы на партитуре стояло его имя. Но несмотря на многочисленные попытки поставить «Пассажирку», она так и не дождалась премьеры ни в СССР, ни в России. Возможно, тому мешала тема палача и жертвы, их отношений после лагеря — об этом у нас никогда не любили и не любят говорить. Первое концертное исполнение оперы (хотя и с элементами театра) было дано в Москве в 2006 г. силами Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, ее полноценная сценическая премьера состоялась только сейчас в Брегенце.
Дэвид Паунтни, известный привычкой к радикальному вмешательству в произведения, с которыми работает, на этот раз взял себя в руки и не стал глубоко вторгаться в текст оперы. Он лишь перевел текст на немецкий и сделал вставки на языках, на которых разговаривают заключенные концлагеря (к этому подвигал и космополитический состав исполнителей).
В 1960 г. на лайнере, плывущем в Южную Америку, Лиза, жена немецкого дипломата (южно-африканская меццо-сопрано Мишель Бреедт), встречает тень из прошлого — заключенную Освенцима (Марту поет Елена Келессиди, гречанка, родившаяся в Казахстане), в котором, как выясняется, немка работала надсмотрщицей. Ее попытки объяснить мужу (итальянец Роберто Сакка родом из Германии) свое прошлое сопровождаются сценами из лагерной жизни, причем рассказ ведется одновременно и Хором, излагающим иную версию событий.
Поначалу Посмыш не верила, что тему Освенцима можно представить в музыкальной драме. Но художник Йохан Энгельс из ЮАР придумал идеальную сценическую конструкцию для оперы на тему концлагеря: он разделил пространство по горизонтали на черно-белые плоскости. Наверху — океанский лайнер, все его пассажиры в белом. Внизу — сумрачный мир концлагеря, населенный заключенными, надсмотрщицами и офицерами СС. Хор, сидящий на крыше товарного вагона (он же и лагерные нары), оказывается третьим уровнем сценического пространства, его функции в опере близки к хору в античной драме.
Партитура Вайнберга сохранена почти полностью, а исполнение вызвало овации зала. Теодор Курентзис, уже игравший в июне «Пассажирку» в концертной версии в Новосибирске, дирижировал Венским симфоническим оркестром как родным. Впрочем, в Брегенце он выступил и с по-настоящему родным себе коллективом — ансамблем Musica Aeterna. Помимо камерных произведений Вайнберга новосибирцы исполняли Сороковую симфонию Моцарта, Пятую — Бетховена и Первую — Прокофьева. Сказать, что это был просто фурор, означает разжижить краски. Еще немного, и Курентзис пропишется в Брегенце навсегда.
Незадолго до смерти Вайнберг полушутя упрекал своего либреттиста в том, что тот так и не видел ни одной их совместной работы на сцене. Медведев пообещал смотреть первую же премьеру их оперы «за двоих». Александр Медведев умер в Москве на 84-м году жизни незадолго до австрийской премьеры «Пассажирки».

Союз Вайнберга
«Пассажирку» готовили совместно фестиваль в Брегенце, Английская национальная опера в Лондоне (ENO), Королевская опера Мадрида и опера Варшавы. Спектакль покажут также в американском Хьюстоне.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков